Фильм 8. Голубиная книга. 2009 г.
Голубиная Книга или, правильнее – Глубинная – это священное предание русского народа: эпос, передаваемый народными сказителями из рода в род. Мифопоэтические образы мироустройства возникли одновременно с возникновением самого народа, а некоторые восходят еще ко времени разделения единой индоевропейской общности.
После распространения на Руси христианства, на народные образы наложились новые: некоторые сохранились в первозданном виде, другие же перекодированы в соответствии с новой верой. Списки Голубиной Книги, дошедшие до нашего времени, датируются ХVIII веком, хотя время их окончательного формирования в таком виде относится, видимо, ко времени царствования Ивана Грозного, когда митрополит Макарий, издал Палею Толковую и Шестоднев включавшие народные образы, когда идея «Москва – третий Рим» была не только государственной, но и народной, что и нашло своё отражение в последнем переложении Голубиной книги народными сказителями:
«У нас Белый царь - над царями царь».
«Святая Русь-земля всем землям мати».
В ХVII веке священные христианские места оказались в руках мусульман, патриарх Никон перенёс их на Русскую землю, построив Ново-Иерусалимский и Иверский монастыри; эта идея основана на исконной вере, что у каждого народа священные центры находятся в области его обитания. В настоящем фильме раскрыта эта идея, зашифрованная в тексте Голубиной книги.
В Голубиной книге содержатся сокровенные знания о единстве телесной сущности человека со всем необъятным миром: макро- и микрокосмосом; и о единстве ангельской и духовной человеческой сущности с Христом по существу – через воплощение Слова Божия, как Ангела Великого Совета при творении мира и как человека при его спасении. Пророк Исайя вещал о Христе: «И нарицается имя Его Велика Совета Ангел, чуден Советник, Бог крепок, властитель, начальник мира, Отец будущего века». Народ чутко уловил подтверждение этого единства, поэтому пророк Исайя вводится в «Стих о Голубиной книге», как причастный к сокровенным знаниям.
В начале ХХ века – в период русского национального возрождения – к образам русской народной мифологии обратились художники Виктор Васнецов, Николай Рерих, Иван Билибин, Михаил Нестеров, входившие в «Общество возрождения художественной Руси», собравшееся в Русском городке Царского Села рядом с дворцом Царя Николая II.
Рисунки этих художников явились основой созданного фильма. Кроме этого использованы миниатюры Киевской псалтыри, православные иконы и иллюстрации старообрядческих рукописных книг, фотографии скульптурной отделки русских храмов, а также рисунки современных мастеров.
Образы Голубиной Книги близки любому русскому человеку, любящему свою Родину и верующему в Божественное происхождение мира и человека.
В фильме звучит композиция Ю. Стрельникова «Град Китеж».
Фильм 9. Обретенный Китеж. 2011 г.
На фоне разрушенной Трапезной Палаты появляются портреты деятелей Общества Возрождения Художественной Руси, высказывающих свои сокровенные мысли о возрождении древнерусской культуры, Китеж-град, обретенный в начале ХХ века в Русском Городке, в XXI веке обретен в Музее Русского Городка.
Фильм 10. Круг Солнечный. 2009 г.
В основе Русского Народного Календаря лежит смена времен года в течение годового обращения Земли вокруг Солнца.
Православное учение Иоанна Дамаскина о четырех временах года: зиме, весне, лете, осени и, соответственно, четырёх стихиях: воде, воздуху, огню и земле совпадает с русскими народными представлениями о мироустройстве, вошедшими в Шестоднев и Палею Толковую.
В основе этих представлений лежат четыре Солнечных «Креса»: зимнее и летнее Солнцестояние и весеннее и осеннее Равноденствие, образующие в пространстве Крест, на место которого в христианское время пришел Крест Христов. Поклонение Солнцу сменилось поклонением Христу, именуемому в Священном Писании Солнцем Правды, а живущие по Кресам крестьяне, теперь именуются христианами.
Художники «Общества возрождения художественной Руси», собравшегося в Русском Городке Царского Села рядом с Дворцом Царя Николая II, широко использовали образы Круга Солнечного в росписях Трапезной и Ратной палат и Царского вокзала.
Возрождение Православия в наше время состоит из возрождения не только христианских традиций но и народных обычаев, не противоречащих друг другу, но дополняющих одно другое.
В фильме использованы рисунки художников Русского стиля, текст книги «Точное изложение Православной веры» Иоанна Дамаскина»; звучат «Усвятские песни» в исполнении Ольги Сергеевой, композиция Ю. Стрельникова «Град Китеж», кадры из документального фильма «Призвание. К 70-летию А. М. Мехнецова». 2006 г.
Фильм 11. На Восток. 2009 г.
Государь Николай II, будучи наследником Русского престола, в 1890-91 годах совершил путешествие вокруг Азии с возвращением через Сибирь.
Маршрут путешествия: Греция – Египет – Индия – Цейлон – Ява – Сиам – Китай – Япония – Сибирь.
Предложение возвращаться в Петербург через Америку было отклонено; была выбрана именно Сибирь: будущий Государь России оказался первым Русским царём, посетившим всю необъятную страну.
Тяготение России в течение двухсот лет к европейской культуре сменилось в конце ХIХ века, накануне страшных войн с Европой в ХХ веке, интересом к Азии. Азиатские страны, тяготившиеся колониальным гнётом Англии и других европейских стран, с надеждой взирали на Россию, тем более что Русский царь для них – это легендарный «Белый царь» народных преданий.
Дипломатические приёмы, оказанные будущему правителю великой страны, не имеют себе равных в мировой истории. Были налажены дружеские отношения с Сиамом. Китай впервые принял европейского посланника с царскими почестями. Целый месяц Цесаревич провел в Индии, культура которой раскрывала идею древнего индоевропейского единства, волновавшую в то время умы многих.
Болезнь родного брата Георгия, сопровождавшего Наследника в путешествии, помешала посетить Дарджилинг – ворота к буддийскому Тибету, а это была одна из целей: недаром описание всего путешествия было поручено знатоку бурятского буддизма князю Э.Э. Ухтомскому.
Покушение в Японии приоткрыло тайну мистической связи судьбы Царя и Царства.
Во Владивостоке Наследник осуществил закладку Транссибирской магистрали.
Изучение древних цивилизаций приведет Николая II в конце царствования к попытке возрождения исконной русской культуры.
Фильм создан на основе иллюстраций художника Н. Н. Казарина к книге «Путешествие на Восток Цесаревича Николая Александровича в 1890-91 гг.» и текста автора этой книги князя Э.Э. Ухтомского.
В фильме звучит музыка В. С. Калиникова, И. Штрауса, песни и гимны Российской Империи, музыка народов Востока: Греции, Египта, Индии, Цейлона, Таиланда, Китая, Японии, а так же бурятские народные напевы и песни Русского казачества; кадры из фильма «Николай II. Круг жизни». 1998 г.
Путешествие Цесаревича на Восток. Брошюра 48 страниц.
Фильм 13. Город Святого Камня. 2011 г.
Посвящается 300-летию учреждения Санкт-Петербурга столицей РОССИИ. Часть 1.
Фильм 14. Северная Столица мира. 2011 г.
Посвящается 300-летию учреждения Санкт-Петербурга столицей РОССИИ. Часть 2.
Фильм 15. Вершина Русского стиля. 2011 г.
Посвящается 300-летию учреждения Санкт-Петербурга столицей РОССИИ. Часть 3.
Фильм. Боян ХХ века. Николай Клюев. 2011 г.
Фильм. Выставка.
Фильм. Красное крыльцо Федоровского городка. 2012 г.
Фильм. Священное Русское Слово. 2012 г. 1 ч. 07 мин.