На главную

Священное Русское Слово

2. «Народ» — «Язык»

 

 

     

Великий Новгород.                                                                    В. М. Васнецов. Призвание варягов. 1884 г.
Памятник 1000-летия России. 1862 г.

 

       1150 лет назад в 862 году новгородцы прогнали варягов, но начались междоусобицы. Пришлось снова обращаться к варягам. Варяги — это князь со своим родом и с дружиной, способные управлять землей, в которую их призывали и защищать ее. Традиция призвания чужого князя сохранялась у новгородцев вплоть до 15 века. Нестор в «Повести временных лет» пишет: « Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются шведы, а иные норманны и англы…»

 

  

В. М. Васнецов. Нестор-летописец. XI — нач. XII в.                   Повесть временных лет. 1120-е гг.

 

             

Карта долетописной Руси                                                    Путь из Варяг в Греки                                                          Академик А. А. Шахматов 1864—1920

 

Некоторые историки местом, откуда были призваны русы, считают южный берег Балтийского, а тогда Варяжского моря, где на острове Рюген в Ретре, на мысе Аркона находилось главное славянское святилище.
Академик А. Шахматов долетописной столицей Руси считал Старую Руссу на южном берегу озера Ильмень, которое прежде именовали морем, откуда и были призваны варяги-русы.

 

Радзивилловская летопись. XV в. Поход Аскольда в 860 г.


В византийских летописях первый договор с Русью упоминается в 860 году, когда суда Аскольда подошли к Царьграду.
Но общепринятой датой начала русской государственности считается 862 год — год призвания князя Рюрика; по одному из преданий — внука Новгородского князя Гостомысла.

 

Великий Новгород. Памятник 1000-летия России.
Князь Рюрик. 862 г.

 

В дописьменный период славяне изобретали знаки для передачи знаний. В «Слове о полку Игореве» говорится о «трояновых веках».

 

Слово о полку Игореве. XII в. Титульный лист
 

Академик Рыбаков считает, что народ хранит память о том, как император Троян, разгромив в 107 году даков, подошел к территории праславян. После этого на несколько веков воцарился мир вплоть до нашествия готов. В этих местах при раскопках святилища Черняховской культуры II—IV веков обнаружен ритуальный сосуд, широкий борт которого разбит на 12 секторов, соответствующих 12 месяцам года.

Они заполнены символическими изображениями языческих праздников древних славян в связи с календарными сроками сельскохозяйственных работ.
Академик Б. Рыбаков сделал подробное описание этого священного календаря. Секторы, соответствующие январю, марту и июню, помечены знаком косого креста, обозначавшего у древних славян солнце и пламя. На эти месяцы и приходились праздники Солнцеворота, или как их именовали, Кресы. Июньский Крес был и праздником воды, тут же изображена волнистая линия — знак воды. Апрель помечен знаком сохи. Август — колосьев, сентябрь — деревьев и ловчей сети. Похожее мы видим и на кувшине из Ромашки на Киевщине.

 

 

 

 

 

 Карта протославян в III—IV вв. 

 

 
                    

 

Символика орнаментов на золотых изделиях XII—XIII вв.
Б. А. Рыбаков. Язычество Древней Руси. 2001 г.

 

Русский орнамент, уходящий корнями в глубокую древность, получил широкое распространение в вышивке, резьбе и росписях. Он и сейчас читается, как символическое письмо.
 

Личные знаки князей развивались параллельно развитию письма.

 

   

Личные знаки князей Рюриковичей IX—XIII вв.                                         Княжеский знак Святослава                                   Древний книжник
А. Г. Силаев. Истоки русской геральдики. 2002 г.

 

Золотой перстень Святополка Изяславича. XII в.    Ф. И. Буслаев. 1818—1897

 

 

     

Ф. И. Буслаев. О влиянии христианства
на славянский язык. 1848 г.

Непосредственно о существовании письменности у славян известно из болгарской летописи начала X века: «Сказание о письменах черноризца Храбра».
Он пишет о «чертах» и «резах», при помощи которых славяне «читаху и гадаху». Федор Буслаев в магистерской диссертации «О влиянии христианства на славянский язык» пишет: «Исповеданием христианской веры предполагается знание грамоты. И если между славянами задолго до Кирилла и Мефодия распространилось уже христианство, то без сомнения известна была и грамотность. Черноризец Храбр говорит о славянах еще до изобретения славянской азбуки: «Крестившежеся, римскими и греческими письмены нуждахуся».
 

   

  

Император Юстиниан. Мозаика в Равенне. VI в.


Древнейшее название для знающего грамоту было «букарь», употребляемое тем же черноризцем. Буслаев далее пишет: «В V веке болгары, завоевав Мизию, застали там славян-христиан. В VI веке значительные должности светские и духовные в Царьграде занимали славяне: Доброгост, Всегрд, Тетимир, Оногост».

 

   

Ибн Фадлан IX—X вв.               Семирадский Г. И.Похороны знатного руса. 1883 г.             

 

 

Схема славянского кургана                                        В. М. Васнецов. Боян. 1910 г.


Арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан в 921 году видел обряд погребения руса, скончавшегося в Булгарии на Волге. Он пишет: «Сначала они развели костер и сожгли на нем тело, а затем они построили нечто подобное круглому холму и водрузили посредине его большую деревяшку тополя, написали на ней имя этого мужа и имя царя русов и удалились».

Арабский ученый Ибн-эль-Недим в книге «Росписи наукам» приводит зарисовку славянской записи и передает рассказ кавказского посла 987 года, который утверждал, что русы имеют письмена, вырезываемые на дереве, и показал кусок белого дерева с письменами.

 

  

А — надпись, воспроизведена Ибн-эль-Недимом. В. А. Истрин. Возникновение и развитие письменности. 1965 г.

 

Славянские идолы в святилище Ретры на м. Аркона с начертанными именами

 

О. Рюген. Мыс Аркона. Ретра. Главное славянское святилище VII—XII вв.


Епископ Мерзебургский Титмар в XI веке указывает, что в храме города Ретры на славянских идолах были начертаны особыми знаками их имена.
В 1949 году в Гнездовских языческих курганах под Смоленском нашли глиняный сосуд начала Х века с надписью: «гороушна» или «горухша», то есть горчица: значит тогда уже у восточных славян было письмо.

 

   

А — надпись на сосуде из-под горчицы. Гнездовские курганы X в. В. А. Истрин. Возникновение и развитие письменности. 1965 г.

 

Ладьи русов у Царьграда

 

Договоры Руси с Византией первой половины Х века имели копии на славянском языке.
 
 
Ф. Бруни. Олег прибивает щит на врата Царьграда. Х в.

 

Смотреть, скачать фильм на Яндекс. Диск.

 

Вернуться к фильмам

E-mail: kitezhrus@gmail.com


Бесплатный хостинг uCoz