На главную

Священное Русское Слово

5. Век Просвещения

 


На соборе 1666 года обычай погружения горящих свечей в воду был отменен. Хождение крестного хода посолонь, т.е. по ходу солнца, как ходили почти семь веков при христианстве, а до этого тысячу лет дохристианских, заменили на хождение против солнца.

 

  

С. Милорадович. Собор 1666 г.                                   Кустодиев. Крестный ход. 1915 г.
Суд над Патриархом Никоном. 1905 г.

 

Учение Коперника, высказанное в 1543 году о том, что не солнце ходит вокруг земли, а земля вращается во круг солнца, дошло до России.

 

  

Н. Коперник.                                   Система мира по Копернику
1473—1543


На Западе в 1600 году Церковь сожгла Джордано Бруно. В одном из пунктов обвинений значилась его приверженность к новому учению.

 

  
Джордано Бруно.                                          Сожжение
1548—1600                                               Джордано Бруно. 1600 г.


В 1633 году на суде инквизиции от этого учения заставили отречься Галилея.
XVII век — эпоха Средневековья переходит в эпоху Нового Времени. Традиционное мифологическое восприятие мира сменяется научной картиной мира века Просвещения.

 

  

Суд инквизиции над Галилеем. 1643 г.                             Строение мироздания. Средневековая гравюра           Старообрядцы


На Западе народ стремился к научному прогрессу, а Церковь боролась с этим. На Руси наоборот — народ хотел сохранить традиционный уклад, а государство внедряло науку и прогресс, поэтому на Руси сжигали сторонников старого уклада.

 

 

Выговская пустынь                                             П. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума 31 марта 1682 г. 1897 г.

На «болезненный» период перехода от Средневековья к Новому Времени, причем искусственно ускоряемому властями, наложилась попытка царя Алексея Михайловича практически осуществить идею «Москва – третий Рим» и стать императором Православной империи с освобожденным от турок Константинополем.

 

 

Портрет Царя                       И. Машков. Царь Алексей Михайлович
Алексея Михайловича.            и Патриарх Никон
(1629—1676)
Конец XVIII в.

 

Для этого русские церковные обряды и богослужебные книги надо было сверить по греческим. Со времени Ярослава Мудрого «русский извод церковнославянского языка» претерпел некоторые изменения, в связи с взаимовлиянием русского языка и церковнославянского языка. Правки текстов прежде осуществлялись по древним русским образцам, а в этот раз за образец были взяты новогреческие книги и с них сделаны переводы с сохранением греческой грамматики.

 

 

Церковный Собор 1654 г.                                     В. Перов. Никита Пустосвят. Диспут о вере
Патриарх Никон представляет
новые богослужебные тексты


Тексты стали неудобочитаемы русскому человеку. Из-за спешки в текстах была сделана масса ошибок, тем более, что война с Турцией не состоялась, что обесценило огромный труд. Но главное заключалось в том, что эпоха Нового времени характеризуется изменением восприятия как раз именно времени.
 

Смотреть, скачать фильм на Яндекс. Диск.

 

Вернутьс к фильмам

E-mail: kitezhrus@gmail.com


Бесплатный хостинг uCoz