На главную

Священное Русское Слово

4. «Русы» — «Вода» и «Свет»


Христианские праздники распределились по годовому кругу солнечному с учетом Кресов – Солнцеворотов.

 

                                   

Православный церковный календарь. 2012 г.   Календарный круг дохристианских славянских праздников


У И. И. Срезневского в «Материалах для словаря древне-русского языка» читаем: «Славянское слово «кресити» означает русское «воскресить». Отсюда таинство «крещения», созвучное «кресению», означает духовное воскресение. В то время, как у греков, это таинство называется «баптизен» и означает «погружение».

 

               
И. И. Срезневский.                          И. И. Срезневский.1812—1880    Крещение Христа. Миниатюра Киевской Псалтыри. XIV в.
Материалы для словаря
древнерусского языка.
1893 г.

 


«Крес» обозначался крестом — символом солнца. «Крес» и «крест» созвучны имени Сына Божия на греческом — Христос.

 

   

Круг Солнечный. Русский народный календарь. 2009 г.                Пр. Исаак Сирин. IV в.


Преподобный Исаак Сирин объясняет поклонение кресту тем, что крест стал символом Христа. Когда мы смотрим на него, то как бы вглядываемся в лик Христа. После воскресения Христа крест стал и символом Воскресения — победы над смертью.

 

Пр. Исаак Сирин. IV в. О кресте

 

      

Крест на мозаике апсиды в храме                     Спас Нерукотворный. XII в.

св. Аполлинария в Равенне. VI в.


На Руси Христа именовали «Солнце Правды», как это и в Евангелии.

Исследуя славянские дохристианские священные слова, Ф.И. Буслаев пишет: «Волхв есть не только синоним жрецу, но и его древнейшее индоевропейское именование. Волхв носит в себе память о поклонении свету, т.е. солнцу. Жрец прямо указывает на жертву и огонь».

 

 

Ф. И. Буслаев. «О влиянии христианства на славянский язык». 1848 г. Волхв и Жрец   

 

   

 Н. К. Рерих. Жрецы. 1912 г.                                                         Немецкая пасхальная открытка


У немцев «Остерн» или «Естер» была божеством светлого утра и восхода солнечного. В Германии до сих пор христианская Пасха, чтобы отличить ее от Пасхи иудейской, называется «Остерн». А в Англии — «Иесте», а в России — «Светлое Христово Воскресение».

 

    

Русская пасхальная открытка                                  Английская пасхальная открытка

Обряд зажигания священного огня прежде совершался на Пасху в каждом храме. Народ бережно нес огонь домой.

 

      

Светлая заутреня                                                                    Огонь со Светлой заутрени


Католики добывают живой огонь в притворе храма с помощью кремня и кресала. В Православии обряд получения священного огня сохранился только в Иерусалиме, в храме Гроба Господня. Там он называется «Обряд схождения Святого огня».

 

  

Схождение Святого огня в Иерусалиме                                                  Санкт-Петербург. Исаакиевский собор

 

Обряд зажжения Святого огня 
на Исаакиевском соборе
в Санкт-Петербург


В главном храме Российской Империи, в Исаакиевском Соборе, до революции, в Светлое Христово Воскресение на четырех углах храма на крыше зажигались светильники и горели всю Светлую Седмицу. Освящались все стихии: зажигались праздничные свечи, воздух наполнялся звоном колоколов: святой водой окроплялись куличи и яйца.

В язычестве поклонение Эстер означало соединение одновременно воды и света, или небесного огня. Буслаев пишет: «Понятие о свете глубоко лежит в названии Русалок и в веровании в эти существа.


Ф. И. Буслаев. «О влиянии христианства на славянский язык». 1848 г.


 Хотя они живут в воде, но свет
был изначальной их стихией».
«Рус» от «русло», но русый озна-
чает светлый, отсюда и само назва-
ние народа — русы — объединяет
стихию воды и света, или небесного
огня. Отсюда и стремление к святос-
ти и ощущение особого призвания.


Далее Буслаев пишет: «Солнце
или Даждь-бог есть сын Сварога,
т. е. Сварожич, а Сварожичем назы-
вается огонь. <...> Сварожич есть
солнце или Даждь-бог: ибо это бо-
жество по преимуществу было ува-
жаемо славянами, что видно из
«Слова о полку Игореве», где Русь
названа внуком Даждь-бога, следо-
вательно, Даждь-бог был дедом
Руси. Сварог — отец огню и солнцу.

Ф. И. Буслаев.«О влиянии христианства
на славянский язык». 1848 г.


Индийское небо Индры — Сварга. Сварожич есть дитя неба, рожденный от неба, следовательно, и огонь, и солнце — оба Сварожичи». В зимний Крес на празднике Крещения, во время великого освящения воды свечи, горевшие на водосвятной чаше, гасили, погружая их в воду, чтобы символически соединить стихию воды со стихией небесного огня и света.
 


 Ф. И. Буслаев. «О влиянии христианства на славянский язык». 1848 г. Даждь-бог и Сварожич

 

Смотреть, скачать фильм на Яндекс. Диск.

 

Вернутьс к фильмам

E-mail: kitezhrus@gmail.com


Бесплатный хостинг uCoz