СИМВОЛИКА РОСПИСИ ТРАПЕЗНОЙ ПАЛАТЫ РУССКОГО ГОРОДКА

 

В 1913 году Николай II утвердил Комитет для росписи Феодоровского собора; лично осмотрев древнерусские храмы во время празднования 300-летия Дома Романовых, Государь указал на росписи храма Иоанна Предтечи в Ярославле, Спаса‑на‑сенях и Воскресения в Ростове Великом, затем делал замечания при представлении эскизов.

В 1914 году был утвержден Комитет по постройке домов при Фео­доровском Государевом соборе. Председателем Комитета был назначен Д. Н. Ломан. Художественно-исторические вопросы решали под председательством князя А. А. Ширинского-Шихматова художник В. М. Васнецов и архитекторы В. В. Суслов и П. П. Покрышкин; были привлечены художник и журналист Н. И. Кравченко и архитектор Высочайшего Двора В. Ф. Свиньин. На одном из заседаний Комитета говорится: «Сооружение в Царском Селе Феодоровского Государева собора… следует считать крупным шагом в деле воскрешения в русском искусстве начал древнерусского художественного творчества… Московская Русь была проникнута по преимуществу началами церковными, но, конечно, имела и гражданскую жизнь, поэтому дальнейшим шагом является воссоздание в гражданской архитектуре форм древнего русского зодчества. Такая попытка ныне предпринята в постройке домов при Феодоровском соборе». (РГИА. Ф. 489. Оп. 1; д. 45).

В архитектуре и росписях Трапезной палаты воплотилось представление русского человека о мироустройстве и месте в нем Церкви, Государства и Народа. Художественным руководителем был Виктор Васнецов, осуществил же росписи художник Георгий Пашков. Особенностью идейной разработки росписей является то, что новозаветные образы сочетаются не с ветхозаветными библейскими образами, а с исконно русскими мифопоэтическими образами. Иларион митрополит Киевский в «Слове о Законе и Благодати» прославляет Русскую землю, «которая известна и слышима во всех четырех концах земли»; и Великого князя Владимира, который «землю свою пас правдою, мужеством и смыслом, сошло на него посещение Вышнего», «ни Закона, ни пророков не читав, Распятому поклонился». Из этого следует,что к принятию Нового Завета Русь подошла подготовленной развитием своей собственной культуры. Этим и объясняется стойкость образов русской дохристианской культуры, сохранившихся до наших дней.

В 860 году впервые в летописях упоминается Русь. После похода Аскольда и Дира на Царьград Византия была вынуждена подписать мирный договор с Русью. Это считается началом русской государственности. Каково было тогда религиозное устроение можно только догадываться по мифологическим образам, дошедшим до наших дней. В 980 году Великий князь Владимир предпринимает религиозную реформу и создает новый пантеон, а в 988 году Русь принимает Христианство, но в народе эти образы жили до середины XX века, не препятствовуя религиозной жизни. Забвение народом исконных образов мировосприятия приводит к вырождению народа, растворению его в других народах или в идеологии безличной империи, поэтому одной из задач Общества возрождения художественной Руси, наряду с очищением русского языка от иностранных заимствований, было возрождение исконных русских мифопоэтических образов.

За живописную основу росписи были взяты палаты Теремного дворца Московского Кремля и Палаты бояр Романовых, роспись которых сохранилась до наших дней. А идейное содержание росписи — это совершенно новая, единственная в своем роде разработка: соединение в одном месте исконных символов, существовавших на Руси со времени разделения индоевропейских народов.

Даже росписи Золотой палаты Московского Кремля (1547–1554), разработанные митрополитом Макарием к торжеству Помазания первого русского царя Ивана IV Грозного на Царство, обновленные в 1634 году после пожара и известные по подробному описанию иконописца Симона Ушакова 1672 года, включали больше эллинские образы, пришедшие на Русь из Европы эпохи Возрождения.

 

83. Митрополит Киевский Иларион. «Слово о Законе и Благодати», ок. 1043 г.

 

 

84. Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси

 

 

85. Росписи Золотой палаты Московского Кремля (1547–1554), обновленные в 1634 г. Реконструкция К. К. Лопяло по описанию иконописца Симона Ушакова, (1672)

 

86. Плутарх. Фрагмент росписи Благовещенского собора Московского Кремля. 1547–1551 87. Пророчицы Сивиллы на дверях Благовещенского собора Московского Кремля. 1547–1551

 

 

87. Пророчицы Сивиллы на дверях Благовещенского собора Московского Кремля. 1547–1551

 

В росписях стен Благовещенского собора в Москве, по образу которого был построен Феодоровский Государев собор, присутствуют мудрецы-философы древности со свитками в руках, на которых приведены их высказывания, близкие христианским, и предсказания о пришествии Христа в разных народах. У Аристотеля на свитке: «Первое — Бог, потом же — Слово; и Дух с Ними Един». У Платона: «Должно надеяться, что сам Бог низпошлет Небесного Учителя и Наставника людям». На дверях изображены древнегреческие пророчицы Сивиллы, возвещавшие о пришествии Христа.

Росписи созданы в 1547–1551 гг. при царе Иване Грозном и митрополите Макарии в период «Русского Возрождения». Тогда же митрополит Макарий составляет «Четьи-Минеи» — новую редакцию Житий святых, в которую вводит множество русских святых, и издает «Палею Толковую», или, как ее именовали, — «книгу Бытия Небесе и Земли», где о творении мира говорится понятным русскому человеку языком.

Строительство Собора в честь покровительницы Русской государственности — Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы — было символично не только для Царской власти, но и для всего исконно русского. Икона была явлена в ХII-м веке в Городце на Волге, именуемом в народе «Малый Китеж», с которым связано предание о бывшем недалеко отсюда на берегу озера Светлояра «Большом Китеже», легендарном «невидимом граде Китеже» — символе Исконной Руси, и о деве Февронии — носительнице Исконных Знаний. Икона была помещена в храме святого Феодора Стратилата,поэтому наименована Феодоровской, т. е. «Богодарованной». Святой Феодор Стратилат, особо чтимый при Андрее Боголюбском и Александре Невском изображается как всадник-змееборец — покровитель княжеской власти: его образ был на княжеской печати; только после переноса столицы в Москву его образ вытеснен образом Георгия Победоносца. Феодор Стратилат в переводе с греческого означает «Богодарованный Вождь».

 

88. Св. Феодор Стратилат. Клеймо иконы. 1540-е гг.

 

89. В. М. Васнецов. Князь Владимир

 

 

90. Изображение св. Феодора Стратилата на печати св. блгв. кн. Александра Невского. XIII в.

 

91. Боян — «Велесов внук». Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»

 

 

Еще при первой религиозной реформе в 980 году Великий князь Владимир в своем Пантеоне на первое место поставил громовержца-змееборца Перуна. После свержения идолов в 988 году, его место занял христианский святой-змееборец.

Не менее символично посвящение пещерного храма русскому святому-простецу из народа — преподобному Серафиму Саровскому, получившему откровенные знания в глубине русского леса. Преподобный Серафим — образ русского народа-богоносца, в простоте сердца воспринимающего Бога. Символичен для Руси образ кормления им медведя: тотемный медведь — это образ дохристианского народного Велеса. Носитель народной мудрости — вещий Боян в «Слове о полку Игореве» именуется « Велесовым внуком». При князе Владимире святилище Велеса было внизу на Подоле, вдали от княжеского двора.

Таким образом, здесь, в символике Собора, а потом и Городка, присутствуют парные образы покровителя князей и покровителя народа, корни которых прослеживаются еще из индо-европейского единства: Егорий — Микола, Перун — Велес, Индра — Варуна.

Обращение Николая II к народным образам не было понято современниками; глубоко чтимый русским народом Серафим Саровский официально был причислен Синодом к лику святых только по настоянию Николая II.

 

92. Л. А. Сырнев. Царская комната  в Феодоровском соборе. 1914. В глубине изображена икона старинного письма — преп. Михаил Малеин и Феодор Стратилат

 

94. Святой воин-змееборец над шатром Башенной палаты Русского городка. Фото. 2009

 

95. Икона «Святой Сергий Радонежский кормит медведя». Притрапезный храм Русского городка был посвящен народному святому — прп. Сергию Радонежскому

 

96. «Весна». Роспись потолка Дворца Алексея Михайловича (из «Народных картинок Ровинского»)

 

 

97. «Весна». Фрагмент росписи Царского вокзала. М. И. Курилко. 1913

 

В начале XX века России не было нужды обращаться к чужеземным образам: по величию культуры и духовной мощи ей не было равных в мире. Конечно, Русь в своем развитии не была изолирована от Запада, поэтому и в росписях Трапезной палаты Индрик-зверь — персонаж русских былин — больше похож на западного Единорога, а по образам книги «Символы и Эмблематы» видно, что она была переиздана с западного издания; но взаимовлияние культур не означает отсутст­вия исконных корней родной культуры.

Цари, воины и народ на росписях — в русских одеждах; убеленные сединами старцы, мудрецы из народа — «Русские Бояны».

В росписях и лепке присутствуют изображения Алконоста и Сирина, Льва и Единорога у Древа мирового, Китовраса, Жар-птицы, Семарглов, Грифонов, Всадника-змееборца Егория, Русского тотемного Медведя, Солнца, Луны, Круга солнечного, Времен года, Стихий, Лествицы возраста человеческого, Трапезы благочестивого, Добрых дел, ведущих в рай, и самого Рая — русского Ирия.

 

98. «Весна». Миниатюра. Лицевой сборник ХVII в. Собрание Ф. И. Буслаева

 

99. «Весна». Фрагмент росписи боярских хором ХVII в.

 

100. Резные ворота. Фото. 2009

 

101. С. И. Вашков. Доходный дом Троицкой церкви на Чистых прудах. Москва. 1908-1909

 

102. Лепка Димитриевского собора во Владимире. XII век. «Вознесение Александра Македонского» 

(«вознесение Даждьбога »– весеннее прорастание трав)

 

103. Интерьер Исторического музея в Москве. Архитектор В. О. Шервуд.

В оформлении интерьеров принимал участие В. М. Васнецов. 1883

 

 

104. Резные ворота. Солнце, Луна, Львы, Грифоны, Семарглы, Небесные кони, Древо Мировое, растительный орнамент. Фото. 2009

 

105. Резные ворота. Китоврас, Грифон, Небесный конь. Фото. 2009

 

 

106. Китоврасы и семарглы на старинном церковном паникадиле. Псковский краеведческий музей

 

107. Грифон и девы растительности. Храм Покрова на Нерли. XII в.

 

108. Русский городок, резные ворота. Семаргл с рыбьим хвостом. Фото 2008

 

109. Русалка и водный владыка «рус» с рыбьими хвостами — аллегории водной речной стихии и прорастания, особенно почитаемые русским народом, сходные по этимологии с самоназванием народа

 

110. Восточный фасад квартиры Ломана. Семарглы. Фото. 2008

 

111. Семарглы над дверями Грановитой палаты,
послужившие прообразом барельефа на фасаде квартиры Ломана

 

112. Русский городок, резные ворота. Семаргл. Фото 2008

 

113. Русский городок, резные ворота. Небесный всадник. Фото 2008

 

114. Малые резные ворота. Фото. 2010

 

115. Малые резные ворота. Семарглы с проросшими хвостами — хранители посевов. Фото. 2010

 

116. Западный фасад Трапезной палаты. Элементы декоративного убранства: двуглавый орел, райские цветы и ягоды, перевитые хмелем, райская птица. Фото. 2006

 

117. Западный фасад Трапезной палаты. Грифоны-семарглы — хранители посевов, защитники Добра. Фото. 2010

 

Резьба по камню осуществлялась под руководством художника‑керамиста П. К.  Ваулина. Роспись Трапезной и Белокаменной палат выполнена художником Г. П. Пашковым. Ему помогали иконописцы из Мстеры А. И. Брягин и И. И. Суслов.

 

118. П. К.  Ваулин. Портал Института экспериментальной медицины в г. С‑Петербурге, 1911–1913. Фото. 2011

 

119. Реклама мастерской Пашковых. ГНИМА

 

120. Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Царском Селе. Роспись алтаря Г. П. Пашкова по картонам В. М. Васнецова. Фото. 1914

 

121. «Храбрость». Фрагмент росписи плафона Ратной палаты. Г. П. Пашков. Фото. 1917. ГНИМА

 

122. Г. П. Пашков. Роспись северной стены церкви во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Фото. 2007

 

За две недели до революции, 12 февраля 1917 года, в Прощеное Воскресенье, после обедни Царь Николай II посетил Русский городок при Феодоровском Государевом соборе (Описание посещения. РГИА Ф. 489. Д. 109).

Были завершены росписи и размещены музейные экспозиции.

Выполнивший роспись Трапезной палаты художник Георгий Пашков подробно объяснил Николаю II во время его посещения символику росписей и источники, из которых брались образцы. Обращаясь к Пашкову, Государь процитировал по памяти изречение из книги «Символы и Эмблематы», изданной при Петре Великом, которое было написано над дверью Теплых сеней. Смысл этой выписи, раскрывающей суть деятельности «Общества возрождения художественной Руси», таков, что как душа и тело составляют живого человека, так образы и слова, сливаясь воедино, перестают быть мертвыми — и оживают.

 

123. Посещение Императором Николаем II Русского городка 12/25 февраля 1917 г.

 

124. План первого этажа Трапезной палаты. 2008. Нумерация палат дана по ходу посещения Трапезной палаты Императором Николаем II 12 февраля 1917 г.

 

125. План второго этажа Трапезной палаты

 

126. Трапезная палата, западный фасад. Довоенное фото

 

127. Трапезная палата, западный фасад. На втором этаже — Притрапезная церковь. Довоенное фото

 

128. Теремной дворец Московского Кремля. 1636. Росписи восстановлены в 1837 г.

 

129. Палаты бояр Романовых. Москва. Конец ХV в., перестроены в ХVII веке, росписи восстановлены в 1859. Фото. 2009

 

130. Трапезная палата. Фото 1917

 

131. Трапезная палата. Фото 2006

 

132. Два льва по бокам срединного орла. Трапезная палата.  Фото. 1917

 

133. Печать Алексея Михайловича. 1667. Буквы на печати «В, М, Б, В, З, С» означают: «Божиею милостию, Мы, Великий Государь Царь князь Алексей Михайлович Всея Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец и многих градов и земель Восточных и Западных и Северных»

 

134. Печать Алексея Михайловича.  1667

 

В росписях Большого зала Трапезной палаты: парящие Орлы с Царственных гербов от Ивана III до Алексея Михайловича; по бокам срединного Орла — два Льва, а по сторонам Романовского герба — вещие Сирины; в распалубках — изображения Льва и Единорога у Древа Мирового; в причудливой листве расцветших древ — многочисленные птицы; над церковными дверями — икона Нерукотворного Спаса «Мокрая Брада»; два резных деревянных паникадила из все уменьшающихся кругов c главами драконов под двуглавым орлом освещают палату.

 

134. Печать Алексея Михайловича.  1667

 

 

В распалубках восемь орлов: 1) 1504 г. Великого князя Иоанна Васильевича III; 2) 1514 г. царя Василия Иоанновича; 3) 1583 г. царя Иоанна Васильевича IV; 4) 1585 г. царя Феодора Иоанновича, 5) 1598 г. царя Бориса Феодоровича; 6) 1604 г. Лже-Димитрия; 7) 1606 г. царя Василия Иоанновича Шуйского; 8) 1613 г. царя Михаила Феодоровича; центральный — орел царя Алексея Михайловича. (Из книги «Сборник печатей», изданной Архивом Министерства Иностранных дел).

 
 
 
 
 
 
 
 

136-143. Гербовае орлы на государственных печатях в период от царствования Ивана III до Михаила Романова. Из книги "Сборник печатей", изданной Архивом Министерства иностранных дел

 

144. Деревянное резное паникадило, украшенное главами драконов-охранителей по образу византийских храмов.  Трапезная палата. Фото. 1917

 

145. Вещие Сирины по бокам герба династии Романовых. Фрагмент росписи потолка Трапезной палаты. Фото. 1917

 

146. Герб рода Романовых. Фрагмент росписи потолка палат бояр Романовых в Москве

 

147. Орел, Грифон, Лев и Единорог на налуче Алексея Михайловича. Москва. Оружейная Палата. Начало ХVII века

 

148. Царское место Успенского собора Московского Кремля. 1551 

 

В росписях палаты Царской, не сохранившихся до наших дней, — золото, изумрудные травы, огненно-красные ягоды и белые птицы над будущим столом Царским.

В росписях Предтрапезной палаты раскрывается идея богоустановленности царской власти и иерархичности власти государственной: на престоле восседает Царь, по бокам бояре, далее воины с мечами; против Царя — убеленные сединами Старцы — летописные Бояны; изображены знамения: Царя — Грифон и Лев, Бояр — Единорог, Воинов — Стрельцы, Летописцев — Птицы.

Надписи на свитках летописцев: «Рече Господь: Аз избра тя Царя, взях тя за десницу твою и устрои тебе обладати людьми Моими во вся дни живота твоего. Аще ходиши по заповедем Моим и твориши волю Мою, дам тебе сердце смысленно и мудрость и будеши, яко не бы тако ни един в царех прежде тебе и по тебе не будет, и аще твориши суд и правду посреде земли и слышиши воздыхание и слезы сущих в скорбе имать и управление сотвориши им, вскоре умножу лета живота твоего и дам тебе одоление от враги и дам гобино на земли на умножение плодов земных и возставлю семя твое и устрою царство ваше и престол ваш до века и буду вам во Отца и вы будете Ми в сыны. К сим же еже и не просиши у Мене, дам ти славу и богатс…

Продолжение »

E-mail: kitezhrus@gmail.com


Бесплатный хостинг uCoz