Строительство Русского городка в Царском Селе (1909–1917) и деятельность «Общества возрождения художественной Руси» (1915–1917) относятся к важнейшим, но мало исследованным вехам в истории русской культуры. В настоящей книге впервые воедино собран материал, иллюстрирующий дело Государя Николая II по воссозданию в Российском государстве облика Древней Руси.

Галерея фотопортретов — дань памяти «работникам в русском деле», как их называл Николай II.

 

 

Вступление

Домой, домой! Есть в Петрограде только что народившееся общество, над судьбою которого надо «дрожать» и любовно ее оберегать всякому, кто чует старую Русь, кому говорят святыми призывами прежние века, родная, милая быль. Это — Общество возрождения художественной Руси.

Мы так темны и невежественны относительно той нашей родной старины, перед которою уже млеет в счастливом изумлении Запад. Как лес, выросший вокруг замка спящей красавицы, это наше невежество скрывает от нас безценные художественные сокровища нашей старины. По отношению всего родного мы равнодушны до преступности.

Нет той горы Швейцарии, которую бы не облазили, нет той немецкой дыры, куда бы не проникали русские люди, ни разу не плававшие по Волге, не переваливавшие через Кавказский хребет, не видавшие Урала, не помышлявшие даже о том, что можно проехать в Туркестан и на дальний русский Восток. Да что об этих местах говорить, когда то, что под носом, — Новгород, Псков, Тихвин, Свирь, Шексна и Троицкая Лавра неизвестны громаднейшему большинству образованных петроградцев.

И вот недавно в закрытом заседании Общества возрождения художественной Руси ее знатоки тихо и любовно «благоцветливыми словами» говорили об ее сокровищах.

Это были подвижники русского художественного самосознания — академик А. И. Соболевский, академик Н. К. Рерих, В. Т. Георгиевский — археолог, сделавший замечательные открытия (фрески Ферапонтова монастыря).

В их речах вместе с восторгом пред тою древнею Русью, которой они отдали свое сердце и свои думы, звучала грусть, та грусть, с которою зрячий смотрит на слепых.

Академик С о б о л е в с к и й говорил о заветном Остромировом Евангелии (Императорская публичная библиотека), что все сверкает и сияет красотою, где в десятках одной и той же заглавной буквы нет ни одной повторяющейся, а кто из нас видел этот воистину «памятник» русской письменности? О Дмитровском соборе во Владимире-на-Клязьме, изукрашенном, как затейливая игрушечка, «каменным резанием» русских, наших, каменщиков конца XII века и чудесно уцелевшем среди стольких погромов и разрушений.

Академик Р е р и х рассказывал о поразительных данных, обнаруженных раскопками в Новгороде, где земля возвращает назад последовательные наслоения веков, и как все это вновь засыпали и посадили на этом «глаголе веков»... капусту.

О, спящая до одури Русь!

В. Т. Г е о р г и е в с к и й звал летом проехать к тем истокам русской красоты, захватывающие образцы которой были тут же показаны в световых снимках г. Прокудина-Горского.

Несся шепот восхищения.

Эти деревянные одноглавые церковки Севера, эти старые монастыри Свири и Шексны, Белоозера, эти шитые руками московских цариц плащаницы и пелены, эта восхитительная резьба прозрачных запрестольных крестов, эти сверкающие красками храмы старого тароватого Ярославля, эти «ветхия деньми» ограды старых обителей, непоколебимые «столпостены»... И мы этого не знаем! Подводите к старой Руси молодежь, если старье и средний возраст храпят непробудно. И пусть боевым кличем тех, кто не отрекался от родины, кто в душе никогда не изменял ей, кто чувствовал ее, станет одно слово «Домой, домой!»

Е. Поселянин. Из газеты «Новое время» 14 марта 1916 года.

 

 

РУССКИЙ ГОРОДОК 

Русская цивилизация — одна из великих мировых цивилизаций. Подобно другим культурам, она имеет характерные черты, выраженные в архитектуре и изобразительном искусстве. Николай II незадолго до революции привлек лучших представителей русской культуры, чтобы зафиксировать эти черты в вечности.

Достоевский говорит в «Братьях Карамазовых» о предназначении русского инока, что минует година искушений, люди устанут проливать кровь и захотят вспомнить лик Христа. Будут искать… — и увидят лик Христа в русском иноке.

 

 

 1. Фрески Белокаменной палаты. Г.П.Пашков. "Спас Нерукотворный". Фото. 2010

 

Таково же предназначение Русского городка: миновала година искушений, и люди захотели увидеть лик Святой Руси. Они начали искать — и нашли его в Русском городке Царского Села, что под Петербургом. Из-под руин глядят на нас образы Древней Руси, чудом сохранившиеся, хотя все, что было связано с именем последнего Русского царя, было упрятано от народа или уничтожено, если нельзя было упрятать. Городок часто сравнивают с таинственным «градом Китежем», скрывшимся в глубине, но временами открывающимся для чистых сердцем.

 

 

 2. Русский городок с вертолета. Фото. 1990

 

 3. Трапезная палата Русского городка. Фото. 2011

 

Личность каждого Царя окружена тайной: после помазания на царство он становится посредником между Богом и народом. Имперский период Руси начался с Ивана Грозного, а закончился Николаем II. Оба царя попытались воссоздать русскую культуру на основе исконных образов. Иван Грозный покинул Москву и долго жил в Александровской слободе. До сих пор не могут найти его легендарную библиотеку, сокрытую, как предполагают, в подземных тайниках. Николай II после революции 1905 года стал жить в Александровском дворце. Как об идеях Ивана Грозного можно догадываться из Летописного свода и росписей Золотой палаты Московского Кремля, так об идеях Николая II — из росписей Трапезной палаты Русского городка и деятельности «Общества возрождения художественной Руси». Проводником идей Ивана Грозного был митрополит Макарий, а Николая II — князь А. А. Ширинский-Шихматов.

 

 

 4. Николай II в выходном платье Алексея Михайловича. Зимний Дворец. 1903

 

5. М.В. Васнецов. Царь Иван Грозный. 1897

 

Когда Государь в 1909 году повелел возвести рядом с Царским дворцом собор в честь Феодоровской иконы Богородицы, как покровительницы Русской государственности, в Русском стиле — не так просто было найти архитектора, разбирающегося в тонкостях этого стиля. Первый проект А. Н. Померанцева Государь отклонил. Был привлечен архитектор В. А. Покровский, который, как и А. В. Щусев, работал в древнерусском стиле.

На недоумение министров по поводу Русского стиля в Царском Селе, носящем европейский облик, Николай II ответил: «Моя прабабка выстроила здесь Китайскую деревню, почему я не могу здесь построить Русский городок?»

Благодаря заказу Николая II, вокруг строительства собора стали собираться знатоки Русского стиля: член Госсовета, бывший обер-прокурор Синода князь А. А. Ширинский-Шихматов, архитекторы В. В. Суслов, В. А. Покровский и А. В. Щусев; художники В. М. Васнецов, ставший главным художественным руководителем строительства, Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, М. В. Нестеров и множество других; организатором строительства стал капитан, а с 1913 года полковник, штаб-офицер при дворцовом коменданте Д. Н. Ломан. 

 

6. Штаб-офицер Павловского полка капитан Д.Н. Ломан. Фото. Нач. 1900-х

 

7. Князь А.А. Ширинский-Шихматив, обер-прокурор Священного Синода. Член Госсовета. Фото.1910-е

 

8. Художник В.М.Васнецов во время работы во Владимирском соборе в Киеве. Фото. 1880-е

 

9. Архитектор В.А.Покровский

 

10. Художник Н.К.Рерих. Фото. 1890-е

 

18. Художник И.Я.Билибин у портрета прадеда, Я.И.Билибина, работы Д.Г.Левицкого. Фото.Нач.1910-х

 

12. Архитектор В.В.Суслов. Во время поездок по Русскому северу

 
E-mail: kitezhrus@gmail.com


Бесплатный хостинг uCoz