СИМВОЛИКА РОСПИСИ ТРАПЕЗНОЙ ПАЛАТЫ РУССКОГО ГОРОДКА
В 1913 году Николай II утвердил Комитет для росписи Феодоровского собора; лично осмотрев древнерусские храмы во время празднования 300-летия Дома Романовых, Государь указал на росписи храма Иоанна Предтечи в Ярославле, Спаса‑на‑сенях и Воскресения в Ростове Великом, затем делал замечания при представлении эскизов.В 1914 году был утвержден Комитет по постройке домов при Феодоровском Государевом соборе. Председателем Комитета был назначен Д. Н. Ломан. Художественно-исторические вопросы решали под председательством князя А. А. Ширинского-Шихматова художник В. М. Васнецов и архитекторы В. В. Суслов и П. П. Покрышкин; были привлечены художник и журналист Н. И. Кравченко и архитектор Высочайшего Двора В. Ф. Свиньин. На одном из заседаний Комитета говорится: «Сооружение в Царском Селе Феодоровского Государева собора… следует считать крупным шагом в деле воскрешения в русском искусстве начал древнерусского художественного творчества… Московская Русь была проникнута по преимуществу началами церковными, но, конечно, имела и гражданскую жизнь, поэтому дальнейшим шагом является воссоздание в гражданской архитектуре форм древнего русского зодчества. Такая попытка ныне предпринята в постройке домов при Феодоровском соборе». (РГИА. Ф. 489. Оп. 1; д. 45).В архитектуре и росписях Трапезной палаты воплотилось представление русского человека о мироустройстве и месте в нем Церкви, Государства и Народа. Художественным руководителем был Виктор Васнецов, осуществил же росписи художник Георгий Пашков. Особенностью идейной разработки росписей является то, что новозаветные образы сочетаются не с ветхозаветными библейскими образами, а с исконно русскими мифопоэтическими образами. Иларион митрополит Киевский в «Слове о Законе и Благодати» прославляет Русскую землю, «которая известна и слышима во всех четырех концах земли»; и Великого князя Владимира, который «землю свою пас правдою, мужеством и смыслом, сошло на него посещение Вышнего», «ни Закона, ни пророков не читав, Распятому поклонился». Из этого следует,что к принятию Нового Завета Русь подошла подготовленной развитием своей собственной культуры. Этим и объясняется стойкость образов русской дохристианской культуры, сохранившихся до наших дней.В 860 году впервые в летописях упоминается Русь. После похода Аскольда и Дира на Царьград Византия была вынуждена подписать мирный договор с Русью. Это считается началом русской государственности. Каково было тогда религиозное устроение можно только догадываться по мифологическим образам, дошедшим до наших дней. В 980 году Великий князь Владимир предпринимает религиозную реформу и создает новый пантеон, а в 988 году Русь принимает Христианство, но в народе эти образы жили до середины XX века, не препятствовуя религиозной жизни. Забвение народом исконных образов мировосприятия приводит к вырождению народа, растворению его в других народах или в идеологии безличной империи, поэтому одной из задач Общества возрождения художественной Руси, наряду с очищением русского языка от иностранных заимствований, было возрождение исконных русских мифопоэтических образов.За живописную основу росписи были взяты палаты Теремного дворца Московского Кремля и Палаты бояр Романовых, роспись которых сохранилась до наших дней. А идейное содержание росписи — это совершенно новая, единственная в своем роде разработка: соединение в одном месте исконных символов, существовавших на Руси со времени разделения индоевропейских народов.Даже росписи Золотой палаты Московского Кремля (1547–1554), разработанные митрополитом Макарием к торжеству Помазания первого русского царя Ивана IV Грозного на Царство, обновленные в 1634 году после пожара и известные по подробному описанию иконописца Симона Ушакова 1672 года, включали больше эллинские образы, пришедшие на Русь из Европы эпохи Возрождения.![]() 83. Митрополит Киевский Иларион. «Слово о Законе и Благодати», ок. 1043 г.
![]() 84. Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси
![]() 85. Росписи Золотой палаты Московского Кремля (1547–1554), обновленные в 1634 г. Реконструкция К. К. Лопяло по описанию иконописца Симона Ушакова, (1672) ![]() 86. Плутарх. Фрагмент росписи Благовещенского собора Московского Кремля. 1547–1551 87. Пророчицы Сивиллы на дверях Благовещенского собора Московского Кремля. 1547–1551
![]() 87. Пророчицы Сивиллы на дверях Благовещенского собора Московского Кремля. 1547–1551 В росписях стен Благовещенского собора в Москве, по образу которого был построен Феодоровский Государев собор, присутствуют мудрецы-философы древности со свитками в руках, на которых приведены их высказывания, близкие христианским, и предсказания о пришествии Христа в разных народах. У Аристотеля на свитке: «Первое — Бог, потом же — Слово; и Дух с Ними Един». У Платона: «Должно надеяться, что сам Бог низпошлет Небесного Учителя и Наставника людям». На дверях изображены древнегреческие пророчицы Сивиллы, возвещавшие о пришествии Христа.Росписи созданы в 1547–1551 гг. при царе Иване Грозном и митрополите Макарии в период «Русского Возрождения». Тогда же митрополит Макарий составляет «Четьи-Минеи» — новую редакцию Житий святых, в которую вводит множество русских святых, и издает «Палею Толковую», или, как ее именовали, — «книгу Бытия Небесе и Земли», где о творении мира говорится понятным русскому человеку языком.Строительство Собора в честь покровительницы Русской государственности — Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы — было символично не только для Царской власти, но и для всего исконно русского. Икона была явлена в ХII-м веке в Городце на Волге, именуемом в народе «Малый Китеж», с которым связано предание о бывшем недалеко отсюда на берегу озера Светлояра «Большом Китеже», легендарном «невидимом граде Китеже» — символе Исконной Руси, и о деве Февронии — носительнице Исконных Знаний. Икона была помещена в храме святого Феодора Стратилата,поэтому наименована Феодоровской, т. е. «Богодарованной». Святой Феодор Стратилат, особо чтимый при Андрее Боголюбском и Александре Невском изображается как всадник-змееборец — покровитель княжеской власти: его образ был на княжеской печати; только после переноса столицы в Москву его образ вытеснен образом Георгия Победоносца. Феодор Стратилат в переводе с греческого означает «Богодарованный Вождь».![]() 88. Св. Феодор Стратилат. Клеймо иконы. 1540-е гг. ![]() 89. В. М. Васнецов. Князь Владимир
![]() 90. Изображение св. Феодора Стратилата на печати св. блгв. кн. Александра Невского. XIII в. ![]() 91. Боян — «Велесов внук». Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»
Еще при первой религиозной реформе в 980 году Великий князь Владимир в своем Пантеоне на первое место поставил громовержца-змееборца Перуна. После свержения идолов в 988 году, его место занял христианский святой-змееборец.Не менее символично посвящение пещерного храма русскому святому-простецу из народа — преподобному Серафиму Саровскому, получившему откровенные знания в глубине русского леса. Преподобный Серафим — образ русского народа-богоносца, в простоте сердца воспринимающего Бога. Символичен для Руси образ кормления им медведя: тотемный медведь — это образ дохристианского народного Велеса. Носитель народной мудрости — вещий Боян в «Слове о полку Игореве» именуется « Велесовым внуком». При князе Владимире святилище Велеса было внизу на Подоле, вдали от княжеского двора.Таким образом, здесь, в символике Собора, а потом и Городка, присутствуют парные образы покровителя князей и покровителя народа, корни которых прослеживаются еще из индо-европейского единства: Егорий — Микола, Перун — Велес, Индра — Варуна.Обращение Николая II к народным образам не было понято современниками; глубоко чтимый русским народом Серафим Саровский официально был причислен Синодом к лику святых только по настоянию Николая II.![]() 92. Л. А. Сырнев. Царская комната в Феодоровском соборе. 1914. В глубине изображена икона старинного письма — преп. Михаил Малеин и Феодор Стратилат ![]() 94. Святой воин-змееборец над шатром Башенной палаты Русского городка. Фото. 2009 ![]() 95. Икона «Святой Сергий Радонежский кормит медведя». Притрапезный храм Русского городка был посвящен народному святому — прп. Сергию Радонежскому ![]() 96. «Весна». Роспись потолка Дворца Алексея Михайловича (из «Народных картинок Ровинского»)
![]() 97. «Весна». Фрагмент росписи Царского вокзала. М. И. Курилко. 1913 В начале XX века России не было нужды обращаться к чужеземным образам: по величию культуры и духовной мощи ей не было равных в мире. Конечно, Русь в своем развитии не была изолирована от Запада, поэтому и в росписях Трапезной палаты Индрик-зверь — персонаж русских былин — больше похож на западного Единорога, а по образам книги «Символы и Эмблематы» видно, что она была переиздана с западного издания; но взаимовлияние культур не означает отсутствия исконных корней родной культуры.Цари, воины и народ на росписях — в русских одеждах; убеленные сединами старцы, мудрецы из народа — «Русские Бояны».В росписях и лепке присутствуют изображения Алконоста и Сирина, Льва и Единорога у Древа мирового, Китовраса, Жар-птицы, Семарглов, Грифонов, Всадника-змееборца Егория, Русского тотемного Медведя, Солнца, Луны, Круга солнечного, Времен года, Стихий, Лествицы возраста человеческого, Трапезы благочестивого, Добрых дел, ведущих в рай, и самого Рая — русского Ирия.![]() 98. «Весна». Миниатюра. Лицевой сборник ХVII в. Собрание Ф. И. Буслаева ![]() 99. «Весна». Фрагмент росписи боярских хором ХVII в. ![]() 100. Резные ворота. Фото. 2009 ![]() 101. С. И. Вашков. Доходный дом Троицкой церкви на Чистых прудах. Москва. 1908-1909 ![]() 102. Лепка Димитриевского собора во Владимире. XII век. «Вознесение Александра Македонского» («вознесение Даждьбога »– весеннее прорастание трав) ![]() 103. Интерьер Исторического музея в Москве. Архитектор В. О. Шервуд. В оформлении интерьеров принимал участие В. М. Васнецов. 1883
![]() 104. Резные ворота. Солнце, Луна, Львы, Грифоны, Семарглы, Небесные кони, Древо Мировое, растительный орнамент. Фото. 2009 ![]() 105. Резные ворота. Китоврас, Грифон, Небесный конь. Фото. 2009
![]() 106. Китоврасы и семарглы на старинном церковном паникадиле. Псковский краеведческий музей ![]() 107. Грифон и девы растительности. Храм Покрова на Нерли. XII в. ![]() 108. Русский городок, резные ворота. Семаргл с рыбьим хвостом. Фото 2008 ![]() 109. Русалка и водный владыка «рус» с рыбьими хвостами — аллегории водной речной стихии и прорастания, особенно почитаемые русским народом, сходные по этимологии с самоназванием народа ![]() 110. Восточный фасад квартиры Ломана. Семарглы. Фото. 2008 ![]() 111. Семарглы над дверями Грановитой палаты, ![]() 112. Русский городок, резные ворота. Семаргл. Фото 2008 ![]() 113. Русский городок, резные ворота. Небесный всадник. Фото 2008 ![]() 114. Малые резные ворота. Фото. 2010 ![]() 115. Малые резные ворота. Семарглы с проросшими хвостами — хранители посевов. Фото. 2010 ![]() 116. Западный фасад Трапезной палаты. Элементы декоративного убранства: двуглавый орел, райские цветы и ягоды, перевитые хмелем, райская птица. Фото. 2006 ![]() 117. Западный фасад Трапезной палаты. Грифоны-семарглы — хранители посевов, защитники Добра. Фото. 2010 Резьба по камню осуществлялась под руководством художника‑керамиста П. К. Ваулина. Роспись Трапезной и Белокаменной палат выполнена художником Г. П. Пашковым. Ему помогали иконописцы из Мстеры А. И. Брягин и И. И. Суслов.![]() 118. П. К. Ваулин. Портал Института экспериментальной медицины в г. С‑Петербурге, 1911–1913. Фото. 2011 ![]() 119. Реклама мастерской Пашковых. ГНИМА ![]() 120. Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Царском Селе. Роспись алтаря Г. П. Пашкова по картонам В. М. Васнецова. Фото. 1914 ![]() 121. «Храбрость». Фрагмент росписи плафона Ратной палаты. Г. П. Пашков. Фото. 1917. ГНИМА ![]() 122. Г. П. Пашков. Роспись северной стены церкви во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Фото. 2007 За две недели до революции, 12 февраля 1917 года, в Прощеное Воскресенье, после обедни Царь Николай II посетил Русский городок при Феодоровском Государевом соборе (Описание посещения. РГИА Ф. 489. Д. 109).Были завершены росписи и размещены музейные экспозиции.Выполнивший роспись Трапезной палаты художник Георгий Пашков подробно объяснил Николаю II во время его посещения символику росписей и источники, из которых брались образцы. Обращаясь к Пашкову, Государь процитировал по памяти изречение из книги «Символы и Эмблематы», изданной при Петре Великом, которое было написано над дверью Теплых сеней. Смысл этой выписи, раскрывающей суть деятельности «Общества возрождения художественной Руси», таков, что как душа и тело составляют живого человека, так образы и слова, сливаясь воедино, перестают быть мертвыми — и оживают.![]() 123. Посещение Императором Николаем II Русского городка 12/25 февраля 1917 г. ![]() 124. План первого этажа Трапезной палаты. 2008. Нумерация палат дана по ходу посещения Трапезной палаты Императором Николаем II 12 февраля 1917 г. ![]() 125. План второго этажа Трапезной палаты ![]() 126. Трапезная палата, западный фасад. Довоенное фото ![]() 127. Трапезная палата, западный фасад. На втором этаже — Притрапезная церковь. Довоенное фото ![]() 128. Теремной дворец Московского Кремля. 1636. Росписи восстановлены в 1837 г. ![]() 129. Палаты бояр Романовых. Москва. Конец ХV в., перестроены в ХVII веке, росписи восстановлены в 1859. Фото. 2009 ![]() 130. Трапезная палата. Фото 1917 ![]() 131. Трапезная палата. Фото 2006 ![]() 132. Два льва по бокам срединного орла. Трапезная палата. Фото. 1917 ![]() 133. Печать Алексея Михайловича. 1667. Буквы на печати «В, М, Б, В, З, С» означают: «Божиею милостию, Мы, Великий Государь Царь князь Алексей Михайлович Всея Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец и многих градов и земель Восточных и Западных и Северных» ![]() 134. Печать Алексея Михайловича. 1667 В росписях Большого зала Трапезной палаты: парящие Орлы с Царственных гербов от Ивана III до Алексея Михайловича; по бокам срединного Орла — два Льва, а по сторонам Романовского герба — вещие Сирины; в распалубках — изображения Льва и Единорога у Древа Мирового; в причудливой листве расцветших древ — многочисленные птицы; над церковными дверями — икона Нерукотворного Спаса «Мокрая Брада»; два резных деревянных паникадила из все уменьшающихся кругов c главами драконов под двуглавым орлом освещают палату.![]() 134. Печать Алексея Михайловича. 1667
В распалубках восемь орлов: 1) 1504 г. Великого князя Иоанна Васильевича III; 2) 1514 г. царя Василия Иоанновича; 3) 1583 г. царя Иоанна Васильевича IV; 4) 1585 г. царя Феодора Иоанновича, 5) 1598 г. царя Бориса Феодоровича; 6) 1604 г. Лже-Димитрия; 7) 1606 г. царя Василия Иоанновича Шуйского; 8) 1613 г. царя Михаила Феодоровича; центральный — орел царя Алексея Михайловича. (Из книги «Сборник печатей», изданной Архивом Министерства Иностранных дел).![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 136-143. Гербовае орлы на государственных печатях в период от царствования Ивана III до Михаила Романова. Из книги "Сборник печатей", изданной Архивом Министерства иностранных дел ![]() 144. Деревянное резное паникадило, украшенное главами драконов-охранителей по образу византийских храмов. Трапезная палата. Фото. 1917 ![]() 145. Вещие Сирины по бокам герба династии Романовых. Фрагмент росписи потолка Трапезной палаты. Фото. 1917 ![]() 146. Герб рода Романовых. Фрагмент росписи потолка палат бояр Романовых в Москве ![]() 147. Орел, Грифон, Лев и Единорог на налуче Алексея Михайловича. Москва. Оружейная Палата. Начало ХVII века ![]() 148. Царское место Успенского собора Московского Кремля. 1551 В росписях палаты Царской, не сохранившихся до наших дней, — золото, изумрудные травы, огненно-красные ягоды и белые птицы над будущим столом Царским.В росписях Предтрапезной палаты раскрывается идея богоустановленности царской власти и иерархичности власти государственной: на престоле восседает Царь, по бокам бояре, далее воины с мечами; против Царя — убеленные сединами Старцы — летописные Бояны; изображены знамения: Царя — Грифон и Лев, Бояр — Единорог, Воинов — Стрельцы, Летописцев — Птицы.Надписи на свитках летописцев: «Рече Господь: Аз избра тя Царя, взях тя за десницу твою и устрои тебе обладати людьми Моими во вся дни живота твоего. Аще ходиши по заповедем Моим и твориши волю Мою, дам тебе сердце смысленно и мудрость и будеши, яко не бы тако ни един в царех прежде тебе и по тебе не будет, и аще твориши суд и правду посреде земли и слышиши воздыхание и слезы сущих в скорбе имать и управление сотвориши им, вскоре умножу лета живота твоего и дам тебе одоление от враги и дам гобино на земли на умножение плодов земных и возставлю семя твое и устрою царство ваше и престол ваш до века и буду вам во Отца и вы будете Ми в сыны. К сим же еже и не просиши у Мене, дам ти славу и богатс…Продолжение » |