ВОЗВРАЩЕНИЕ К РУССКОМУ СТИЛЮ В XIX ВЕКЕ

 

Обращение к Русскому стилю, после полутора веков увлечения Западом, началось в связи с развенчанием Западной культуры после нашествия на Россию в 1812 году из Европы «двунадесяти языков» во главе с Наполеоном.

Николай I поручает архитектору К. А. Тону разработать проекты зданий в Русском стиле. В противовес идеям французской революции: Свобода, Равенство, Братство Николай I утверждает другие идеалы: вместо Свободы — Православие, вместо Равенства — Самодержавие, вместо Братства — Народность.

В 1838 году начинается строительство Большого Кремлевского Дворца, отразившего идею Самодержавия; в 1839 году — Храма Христа Спасителя как выражение идеи Православия; а затем, в 1853 году, Тон разрабатывает проекты русских поселений, отражающих понятие Народность.

Стиль храмового зодчества, заданный Тоном, именовался Русско-византийским, хотя в основе его лежали принципы классицизма.

 

14. К. А. Тон. Проект храма Христа Спасителя. 1839

 

 

15. К.А.Тон. Большой Кремлевский Дворец. 1838

 

16. К.А.Тон. Проекты крестьянских домов. 1853

 

Благодаря изданию Карамзиным «Истории государства Российского» в стране пробудился интерес к родной русской истории. Ранее распространение ереси «жидовствующих», утверждавших, что к Новому Завету можно идти только через библейский Ветхий Завет, привело к тому, что вместо родной истории изучали только библейскую историю. Историки Иловайский и Гедеонов отвергли «норманнскую» теорию происхождения русской власти; Жуковский перевёл на современный язык «Слово о полку Игореве»; Киреевский издал собрание русских былин, в том числе и «Голубиную книгу» — древнерусский эпос; Афанасьев — сборник русских народных сказок и «Поэтические воззрения славян на природу»; Буслаев — труды по древнерусской словесности и древнерусской иконографии; Срезневский — «Материалы для словаря древнерусского языка»; музыканты объединились в «Могучей кучке» (Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков).

Возрождение исконного русского стиля началось после снятия крепостного права в 1861 году, когда к движению присоединился сам народ как непосредственный хранитель русской традиции.

Возникают кружки, вокруг которых объединяется русская интеллигенция в поисках народных идеалов.

С братьев Аксаковых начинается славянофильство.

Абрамцево, имение славянофила Аксакова, где бывали Гоголь и Тургенев, приобретает купец С. И. Мамонтов; здесь, с целью возрождения русского художественного стиля, создаётся абрамцевский кружок — собираются художники Поленовы, Васнецов, Репин, Серов, Коровин, Нестеров. В мастерских создаются произведения декоративно-прикладного искусства в духе народных промыслов. Собирается коллекция изделий народного быта.

В Талашкино под Смоленском княгиня Тенишева организовала второй центр возрождения русской народной культуры. В Гнёздове, на волоке по «пути из Варяг в Греки», были проведены раскопки древних курганов, созданы музей русского народного быта, школа и мастерские для обучения детей народному мастерству. Художники Рерих, Малютин, Врубель, на основе древнерусских образцов создавали эскизы предметов современного обихода.

 

Третий — и самый важный центр Русского стиля — сформиро­вался в Русском городке Царского Села при Феодоровском Государевом соборе. Первые два центра поставили вопросы Русского стиля, а последний дал ответы на эти вопросы, причём на государст­венном уровне. «Общество возрождения художественной Руси» было официально зарегистрировано в начале 1915 года, но предшествовала этому общая работа над Феодоровским собором и Русским городком с 1909 года. 

 

17. В Абрамцевском парке. Слева направо: третий — В. М. Васнецов, седьмой — С. И. Мамонтов, десятый — И. С. Остроухов. Фото. 1883

 

18. Абрамцево. И. П. Ропет. Проект бани. 1878

 

19. Талашкино. С. В. Малютин. Теремок. Фото. 2010

 

 

20. Талашкино. Сидят: слева направо четвертый — А В. Прахов,  пятая — кн. М. К. Тенишева. Фото. 1899

 

 

21. А. Н. Померанцев. Верхние торговые ряды на Красной площади. 1889–1893

 

 

22. А. В. Щусев. Покровский храм  в Марфо-Мариинской обители в Москве. 1908–1912

 

 

23. Архитектор А. В. Щусев и художник М. В. Нестеров в Марфо-Мариинской обители. Москва

 

24. Архитектор А. Н. Померанцев

 

25. Художник Н. К. Рерих и архитектор А. В. Щусев

 

26. В. А. Покровский. Проект Военно-исторического музея в Санкт-Петербурге. 1908

 

27. В походном храме Сводного полка. Церковник Ходырев, ктитор капитан Ломан, архитектор В. А. Покровский, помощник архитектора Бакланов, столяр — старший унтер-офицер Петр Ахрименко. 1909

 

28. Звонница у входа в походный храм.

 

29. Звонница у входа в походный храм.Фото. 24 июня 1910

 

30. Памятный знак на берегу пруда в честь закладки Феодоровского собора среди лиственниц, сохранившихся до наших дней. Часовенка располагалась на одной линии: Александровский дворец — кирпичный фонарь — Феодоровский собор

 

 

31. Полковник Д. Н. Ломан, князь М. С. Путятин, и Г. Е. Распутин. 1904–1905

 

 
E-mail: kitezhrus@gmail.com


Бесплатный хостинг uCoz