ВОЗВРАЩЕНИЕ К РУССКОМУ СТИЛЮ В XIX ВЕКЕ
Обращение к Русскому стилю, после полутора веков увлечения Западом, началось в связи с развенчанием Западной культуры после нашествия на Россию в 1812 году из Европы «двунадесяти языков» во главе с Наполеоном.Николай I поручает архитектору К. А. Тону разработать проекты зданий в Русском стиле. В противовес идеям французской революции: Свобода, Равенство, Братство Николай I утверждает другие идеалы: вместо Свободы — Православие, вместо Равенства — Самодержавие, вместо Братства — Народность.В 1838 году начинается строительство Большого Кремлевского Дворца, отразившего идею Самодержавия; в 1839 году — Храма Христа Спасителя как выражение идеи Православия; а затем, в 1853 году, Тон разрабатывает проекты русских поселений, отражающих понятие Народность.Стиль храмового зодчества, заданный Тоном, именовался Русско-византийским, хотя в основе его лежали принципы классицизма.![]() 14. К. А. Тон. Проект храма Христа Спасителя. 1839
![]() 15. К.А.Тон. Большой Кремлевский Дворец. 1838 ![]() 16. К.А.Тон. Проекты крестьянских домов. 1853 Благодаря изданию Карамзиным «Истории государства Российского» в стране пробудился интерес к родной русской истории. Ранее распространение ереси «жидовствующих», утверждавших, что к Новому Завету можно идти только через библейский Ветхий Завет, привело к тому, что вместо родной истории изучали только библейскую историю. Историки Иловайский и Гедеонов отвергли «норманнскую» теорию происхождения русской власти; Жуковский перевёл на современный язык «Слово о полку Игореве»; Киреевский издал собрание русских былин, в том числе и «Голубиную книгу» — древнерусский эпос; Афанасьев — сборник русских народных сказок и «Поэтические воззрения славян на природу»; Буслаев — труды по древнерусской словесности и древнерусской иконографии; Срезневский — «Материалы для словаря древнерусского языка»; музыканты объединились в «Могучей кучке» (Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков).Возрождение исконного русского стиля началось после снятия крепостного права в 1861 году, когда к движению присоединился сам народ как непосредственный хранитель русской традиции.Возникают кружки, вокруг которых объединяется русская интеллигенция в поисках народных идеалов.С братьев Аксаковых начинается славянофильство.Абрамцево, имение славянофила Аксакова, где бывали Гоголь и Тургенев, приобретает купец С. И. Мамонтов; здесь, с целью возрождения русского художественного стиля, создаётся абрамцевский кружок — собираются художники Поленовы, Васнецов, Репин, Серов, Коровин, Нестеров. В мастерских создаются произведения декоративно-прикладного искусства в духе народных промыслов. Собирается коллекция изделий народного быта.В Талашкино под Смоленском княгиня Тенишева организовала второй центр возрождения русской народной культуры. В Гнёздове, на волоке по «пути из Варяг в Греки», были проведены раскопки древних курганов, созданы музей русского народного быта, школа и мастерские для обучения детей народному мастерству. Художники Рерих, Малютин, Врубель, на основе древнерусских образцов создавали эскизы предметов современного обихода.Третий — и самый важный центр Русского стиля — сформировался в Русском городке Царского Села при Феодоровском Государевом соборе. Первые два центра поставили вопросы Русского стиля, а последний дал ответы на эти вопросы, причём на государственном уровне. «Общество возрождения художественной Руси» было официально зарегистрировано в начале 1915 года, но предшествовала этому общая работа над Феодоровским собором и Русским городком с 1909 года.![]() 17. В Абрамцевском парке. Слева направо: третий — В. М. Васнецов, седьмой — С. И. Мамонтов, десятый — И. С. Остроухов. Фото. 1883 ![]() 18. Абрамцево. И. П. Ропет. Проект бани. 1878 ![]() 19. Талашкино. С. В. Малютин. Теремок. Фото. 2010
![]() 20. Талашкино. Сидят: слева направо четвертый — А В. Прахов, пятая — кн. М. К. Тенишева. Фото. 1899
![]() 21. А. Н. Померанцев. Верхние торговые ряды на Красной площади. 1889–1893
![]() 22. А. В. Щусев. Покровский храм в Марфо-Мариинской обители в Москве. 1908–1912
![]() 23. Архитектор А. В. Щусев и художник М. В. Нестеров в Марфо-Мариинской обители. Москва ![]() 24. Архитектор А. Н. Померанцев ![]() 25. Художник Н. К. Рерих и архитектор А. В. Щусев ![]() 26. В. А. Покровский. Проект Военно-исторического музея в Санкт-Петербурге. 1908 ![]() 27. В походном храме Сводного полка. Церковник Ходырев, ктитор капитан Ломан, архитектор В. А. Покровский, помощник архитектора Бакланов, столяр — старший унтер-офицер Петр Ахрименко. 1909 ![]() 28. Звонница у входа в походный храм. ![]() 29. Звонница у входа в походный храм.Фото. 24 июня 1910 ![]() 30. Памятный знак на берегу пруда в честь закладки Феодоровского собора среди лиственниц, сохранившихся до наших дней. Часовенка располагалась на одной линии: Александровский дворец — кирпичный фонарь — Феодоровский собор
![]() 31. Полковник Д. Н. Ломан, князь М. С. Путятин, и Г. Е. Распутин. 1904–1905
![]() 32. Походный храм Сводного полка. Иконописец Н. С. Емельянов со своим помощником Давыдовым за работой над иконостасом, сделанным по рисунку князя М. С. Путятина. Фото. 1909 |