523. Интерьер одной из палат. Довоенное фото 524. Учащиеся Сельскохозяйственного института на Красной лестнице Трапезной палаты 525. Трапезная палата. Фото. 1947 526. Феодоровский Государев собор. Фото. 1947 527. Феодоровский Государев собор. Следы обстрела на стенах. Фото. 1947 После революции, в 1918 г. Федоровский городок был передан Агрономическому институту (впоследствии ЛСХИ). В Трапезной палате разместилась администрация. Во время Великой отечественной войны пострадал Собор, Трапезная и Розовая палаты. В 1958 г. Городок был взят под госохрану, но в 1962 г. исключен из списка памятников. В 1970 г. Леноблисполком передал Городок совету по туризму для создания мотеля для автотуристов. Часть помещений Трапезной палаты были перепланированы без учета их исторического предназначения.После посещения Государем Городка на Царской лестнице Трапезной палаты золотыми буквами была повторена надпись, сделанная Государем: «12 февраля 1917 года осматривал с удовольствием постройки при Феодоровском Государевом соборе. Приветствую добрый почин в деле возрождения художественной красоты русского обихода. Спасибо всем потрудившимся. Бог на помощь вам и всем работникам в русском деле. Николай».В 1969 году эта надпись, сохранившаяся под слоем побелки, еще была видна, а в наше время ее соскребли и даже, на всякий случай, отбили штукатурку, чтобы она не проявилась вновь. А ведь в этот день произошло увековечение исконных художественных образов русского народа, не менее важных, чем генотип нации!Не сохранились и строки Тютчева, начертанные рядом:«Умом Россию не понять,Аршином общим не измерить:У ней особенная стать —В Россию можно только верить».Благодаря деятельности «Общества возрождения художественной Руси» формы русского стиля и мифопоэтические образы русского народа пережили период отступления и теперь снова появляются из глубины в нынешний период пробуждения национального самосознания народа.Несмотря на разрушения во время войны, Русский городок привлекает русских людей близкими сердцу очертаниями архитектурных элементов, неизменных во времени, поскольку они неразрывно связаны с бытовыми, климатическими и национальными особенностями народа и земли, их создавшими.Об истории Русского городка стало известно из воспоминаний Юрия Дмитриевича Ломана — сына главного организатора строительства Собора и Русского городка Д. Н. Ломана.В январе 1994 г. в Пушкине прошла Всероссийская конференция «Вече малых городов», на которой высказывались предложения создать на базе Федоровского городка духовно-просветительский центр.В 1994–1995 гг. Федоровский городок был передан Русской Православной церкви с целью создания в нем Патриаршего подворья. Действовавшее в 1995–1996 гг. на территории Городка Общество возрождения духовных традиций Руси, продолжая дело ОВХР, провело конференцию «Судьба русской орфографии».В 2006 г. «Патриаршее подворье Феодоровский городок» передано под духовное окормление Троице-Сергиевой Лавры. В проекте концепции развития подворья предложено восстановление музейного комплекса и деятельности ОВХР.С 2010 г. рассматривается вопрос использования Городка для проживания приезжающих на заседания Синода архиереев.С 2007 г. фестиваль «Русский Царьград» проводит крестный ход «Царский путь», после которого в стенах Городка с 18 по 25 июля проходит фестиваль традиционной русской культуры «Русский лад», проводимый Александро-Невским братством под председательством наместника Александро-Невской Лавры епископа Выборгского Назария.528. Царская лестница. Надпись со словами Николая II. Фото. 1969 г. 529. Царская лестница. То же место в 2008 году 530. Автобиографические записки Ю. Д. Ломана. 2010. На обложке воспроизведен фрагмент портрета Ю. Д. Ломана работы А. К. Крылова. 1979 г. 531. Памятное блюдо, подаренное Д. Н. Ломану 12/25 февраля 1917 года «в день его переселения в им же созданный Русский городок». Рис. Л. Комиссаровой, 1998 г. 532. Обложка ежегодного сборника Макариевских чтений. Можайск В начале 90-х годов в Можайске, под Москвой, в Лужецком Ферапонтовом монастыре начинают проводиться ежегодные «Макариевские чтения», изучается период русского Возрождения при Иване Грозном как аналог эпохи Возрождения в это же время в Европе. Один из организаторов этих чтений — руководитель мастерской церковно-исторической живописи Санкт-Петербургской Академии художеств, заслуженный художник России, профессор Александр Константинович Крылов. В 1994 году он осуществил издание записок Ю. Д. Ломана «Воспоминания крестника Императрицы» (переизданы в 2010 г.), а в 2009 году организовал копирование оставшихся фресок Трапезной палаты силами студентов 2-го курса Академии художеств.Интерес к этим росписям не случаен: развитие Русского стиля во время имперского периода истории Руси, начавшегося в правление Ивана Грозного и закончившегося временем Николая II, особенно интересно и важно для самосознания нации.Царскосельская иконописная мастерская, силами которой воссоздан иконостас Феодоровского собора, во главе с руководителем Г. Б. Майоровой, с 2004 года начинает систематическое изучение Русского городка: архивных и натурных материалов, с 2008 года проводит вечера, посвященные дню посещения Русского городка Николаем II — 12/25 февраля 1917 года.533. Копии фресок Трапезной палаты. Мастерская церковно-исторической живописи С-Пб Академии художеств, руководитель А.К.Крылов. 2009 534. Выставка копий сохранившихся фресок Трапезной палаты, этюдов Русского городка и реконструкции росписи Притрапезной церкви, выполненных студентами 2 курса С-Пб АХ. 25. 02. 2010 535. Конференция, посвященная возрождению Русского стиля, состоявшаяся в день открытия выставки в Русском городке 25 февраля 2010 г. 536. Музей Русского городка в Розовой палате, открытый 19. 05. 10. Фото. 2010 537. Иконостас Феодоровского Государева собора. Царскосельская иконописная мастерская. Фото. 2008 Восстановление Феодоровского Государева собора и иконного ряда, в котором представлены все небесные покровители Рюриковичей и Романовых и сами Великие князья, которые уже причислены к лику святых, явилось первым этапом Возрождения Государева строительства в Царском Селе.538. Феодоровский собор. Фото. 2008 539. И. Я. Билибин. Невидимый град Китеж 540. Вид на городок со стороны пруда. Фото. 2008 541. И. Я. Билибин. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» Заключение
В 1917 году на общем собрании «Общества возрождения художественной Руси» рассматривались вопросы Русского стиля. В газете Новое время от 21 февраля 1917 года отмечено: «После речи председателя Общества князя А. А. Ширинского-Шихматова, профессор В. М. Грибовский под впечатлением виденного указал на разницу между восточным и западным искусствами. На западе художники ренессанса старались “очеловечить святых”, на Востоке иконописцы стремились, наоборот, “освятить человека’’. Художник А. А. Карелин прочел обстоятельный доклад о приемах возрождения старого русского творчества.По поводу предложения одного из членов о том, чтобы нашим земствам, городам и общественным собраниям рекомендовать строить все общественныя и народныя здания в русском стиле, возникли оживленныя прения. Архитектор В. А. Покровский и Н. И. Кравченко высказались против этой идеи, граф П. Н. Апраксин горячо отстаивал это предложение.Е. Н. Погожев указал, что недостаточно возрождения одного только зодчества; нужно стремиться и к возрождению во всех отраслях искусств и в области родного слова, между прочим, к замене придворных немецких названий русскими и т.д».Вопросы, как видно, не потеряли своей насущности и в наши дни.К 300-летию Царского Села, в 142-ю годовщину со дня рождения Николая II, 19 мая 2010 года, Царскосельская иконописная мастерская открыла в Розовой палате Музей Русского городка. После открытия музея прошла конференция, собравшая в стенах Русского городка продолжателей дела «Общества возрождения художественной Руси» под лозунгом «Русский городок Царского Села — Китеж русской культуры».«Китеж-град снова становится видимым».Государево Дело Николая II по сохранению Святой Руси возрождается. |