На главную
Священное Русское Слово
5. Век Просвещения
На соборе 1666 года обычай погружения горящих свечей в воду был отменен. Хождение крестного хода посолонь, т.е. по ходу солнца, как ходили почти семь веков при христианстве, а до этого тысячу лет дохристианских, заменили на хождение против солнца.
С. Милорадович. Собор 1666 г. Кустодиев. Крестный ход. 1915 г.
Суд над Патриархом Никоном. 1905 г.
Учение Коперника, высказанное в 1543 году о том, что не солнце ходит вокруг земли, а земля вращается во круг солнца, дошло до России.
Н. Коперник. Система мира по Копернику
1473—1543
На Западе в 1600 году Церковь сожгла Джордано Бруно. В одном из пунктов обвинений значилась его приверженность к новому учению.
Джордано Бруно. Сожжение
1548—1600 Джордано Бруно. 1600 г.
В 1633 году на суде инквизиции от этого учения заставили отречься Галилея.
XVII век — эпоха Средневековья переходит в эпоху Нового Времени. Традиционное мифологическое восприятие мира сменяется научной картиной мира века Просвещения.
Суд инквизиции над Галилеем. 1643 г. Строение мироздания. Средневековая гравюра Старообрядцы
На Западе народ стремился к научному прогрессу, а Церковь боролась с этим. На Руси наоборот — народ хотел сохранить традиционный уклад, а государство внедряло науку и прогресс, поэтому на Руси сжигали сторонников старого уклада.
Выговская пустынь П. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума 31 марта 1682 г. 1897 г.
На «болезненный» период перехода от Средневековья к Новому Времени, причем искусственно ускоряемому властями, наложилась попытка царя Алексея Михайловича практически осуществить идею «Москва – третий Рим» и стать императором Православной империи с освобожденным от турок Константинополем.
Портрет Царя И. Машков. Царь Алексей Михайлович
Алексея Михайловича. и Патриарх Никон
(1629—1676)
Конец XVIII в.
Для этого русские церковные обряды и богослужебные книги надо было сверить по греческим. Со времени Ярослава Мудрого «русский извод церковнославянского языка» претерпел некоторые изменения, в связи с взаимовлиянием русского языка и церковнославянского языка. Правки текстов прежде осуществлялись по древним русским образцам, а в этот раз за образец были взяты новогреческие книги и с них сделаны переводы с сохранением греческой грамматики.
Церковный Собор 1654 г. В. Перов. Никита Пустосвят. Диспут о вере
Патриарх Никон представляет
новые богослужебные тексты
Тексты стали неудобочитаемы русскому человеку. Из-за спешки в текстах была сделана масса ошибок, тем более, что война с Турцией не состоялась, что обесценило огромный труд. Но главное заключалось в том, что эпоха Нового времени характеризуется изменением восприятия как раз именно времени.
Смотреть, скачать фильм на Яндекс. Диск.
Вернутьс к фильмам