На главную
Священное Русское Слово
6. Эпоха Нового Времени
Циклическое время традиционного средневекового общества меняется на линейное историческое время.
Эволюция человека
Традиционное общество, празднуя события Священной истории, снова в нем участвует.
В. Г. Шварц. «Шествие на осляти Протестантское богослужение
Алексея Михайловича». Фрагм.
В линейном историческом времени празднование события — это только воспоминание его, но не участие в нем. В церковных книгах, при правке, аористную форму, означающую незавершенность события во времени, заменяли перфектной, говорящей о событии прошедшем и давно завершенном. Например, аористная форма Христос Воскресе означает, что Христос и сейчас воскрес. В перфектной форме о бывшем когда-то событии добавляется: «был еси».
Например, в таинстве Крещения у старообрядцев стоит аористная форма:
Таинство Крещения. Современный текст
«но прииде и спасе нас», а в никоновском исправленном — перфектная: «но пришел еси и спасл еси нас». Если в первом случае спасение, бывшее тогда, продолжается сейчас, то во втором — воспоминание о спасительной жертве, бывшей когда-то. Особое внимание привлекает тот факт, что замены аориста на перфект в тексте требника присутствуют именно при упоминании о событиях Священной истории, и таких изменений более двадцати.
Требник православный. 1991 г. Крещение Господне. Икона. XV в.
Кирилло-Белозерский монастырь
Новая редакция приглашает лишь осмыслить значение евангельских событий. Дониконовский же текст предлагает лично пережить и прочувствовать их. Бог в этом тексте рядом с человеком. Его восприятие очень лично. Хоть и считается, что все авраамические религии, т. е. иудаизм, ислам и христианство живут линейным временем, но Русское Православие дольше всех сохранило у себя циклическое время.
Известный астрофизик Николай Козырев в 20 веке доказал: «Время обладает особым абсолютным свойством, отличающим будущее от прошедшего, которое может быть названо направленностью или ходом времени». Приостановиться в потоке времени, значит испытать давление времени, как испытывает давлении воды человек, приостановившийся в реке. Таким образом, время — это потенциальный источник энергии для того, кто умеет его использовать.
При циклическом восприятии времени человек, участвуя вновь в бывшем в прошлом Священном событии, оказывается одновременно в разных пластах времени. Поминовение усопших – необходимый обряд в жизни Православной Церкви; это одновременно проникновение в прошлое, когда родственник еще жил на земле, и в будущее, потому что когда-то и наша душа покинет землю — и все это в один момент.
Время и звезды. А. И. Корзухин. Поминки
К 100-летию Н. Козырева. на деревенском кладбище. 1865 г.
(1908—1983)
В Новое Время формируется протестантское сознание, которому не нужна память об усопших и мысли о будущем небесном, оно живет настоящим, земным, материальным. Свойства времени, как потенциального источника энергии, остаются невостребованными в современном обществе. У человека постоянное чувство усталости, нехватки энергии и нехватки времени. Он испытывает давление потока линейного исторического времени.
Протестанты. Питер Брейгель Старший. Битва
Масленицы и Поста. XVI в.
Заключительным шагом перехода от циклического времени к линейному явилось изменение в Символе Веры в исправленных текстах. В старом тексте было так: «Его же Царствию несть конца». В новом же: «Его же Царствию не будет конца».
В Новом Времени изменилось понимание иконы. Икона нового письма — это напоминание о священном событии. Икона православная — это соединение события священной истории с переживанием его иконописцем при написании иконы и с переживанием молящегося перед иконой. Создается единый образ во времени и в пространстве.
Вознесение Господне. Вознесение Господне.
Современная икона XV в. Псков