На главную

Священное Русское Слово

6. Эпоха Нового Времени

 

Циклическое время традиционного средневекового общества меняется на линейное историческое время.

 

  

                                                                          Эволюция человека


Традиционное общество, празднуя события Священной истории, снова в нем участвует.

 

  

В. Г. Шварц. «Шествие на осляти                                               Протестантское богослужение
Алексея Михайловича». Фрагм.


В линейном историческом времени празднование события — это только воспоминание его, но не участие в нем. В церковных книгах, при правке, аористную форму, означающую незавершенность события во времени, заменяли перфектной, говорящей о событии прошедшем и давно завершенном. Например, аористная форма Христос Воскресе означает, что Христос и сейчас воскрес. В перфектной форме о бывшем когда-то событии добавляется: «был еси».

Например, в таинстве Крещения у старообрядцев стоит аористная форма:

 

 

                                                                                                                                                   Таинство Крещения. Современный текст


«но прииде и спасе нас», а в никоновском исправленном — перфектная: «но пришел еси и спасл еси нас». Если в первом случае спасение, бывшее тогда, продолжается сейчас, то во втором — воспоминание о спасительной жертве, бывшей когда-то. Особое внимание привлекает тот факт, что замены аориста на перфект в тексте требника присутствуют именно при упоминании о событиях Священной истории, и таких изменений более двадцати.

 

 

Требник православный. 1991 г.                                                              Крещение Господне. Икона. XV в.
                                                                                                             Кирилло-Белозерский монастырь


Новая редакция приглашает лишь осмыслить значение евангельских событий. Дониконовский же текст предлагает лично пережить и прочувствовать их. Бог в этом тексте рядом с человеком. Его восприятие очень лично. Хоть и считается, что все авраамические религии, т. е. иудаизм, ислам и христианство живут линейным временем, но Русское Православие дольше всех сохранило у себя циклическое время.

Известный астрофизик Николай Козырев в 20 веке доказал: «Время обладает особым абсолютным свойством, отличающим будущее от прошедшего, которое может быть названо направленностью или ходом времени». Приостановиться в потоке времени, значит испытать давление времени, как испытывает давлении воды человек, приостановившийся в реке. Таким образом, время — это потенциальный источник энергии для того, кто умеет его использовать. 

При циклическом восприятии времени человек, участвуя вновь в бывшем в прошлом Священном событии, оказывается одновременно в разных пластах времени. Поминовение усопших – необходимый обряд в жизни Православной Церкви; это одновременно проникновение в прошлое, когда родственник еще жил на земле, и в будущее, потому что когда-то и наша душа покинет землю — и все это в один момент.

 

 

Время и звезды.                                                        А. И. Корзухин. Поминки
К 100-летию Н. Козырева.                            на деревенском кладбище. 1865 г.
(1908—1983)


В Новое Время формируется протестантское сознание, которому не нужна память об усопших и мысли о будущем небесном, оно живет настоящим, земным, материальным. Свойства времени, как потенциального источника энергии, остаются невостребованными в современном обществе. У человека постоянное чувство усталости, нехватки энергии и нехватки времени. Он испытывает давление потока линейного исторического времени.

 

 

Протестанты.                                               Питер Брейгель Старший. Битва
                                                                      Масленицы и Поста. XVI в.

 

Заключительным шагом перехода от циклического времени к линейному явилось изменение в Символе Веры в исправленных текстах. В старом тексте было так: «Его же Царствию несть конца». В новом же: «Его же Царствию не будет конца».
 

 

В Новом Времени изменилось понимание иконы. Икона нового письма — это напоминание о священном событии. Икона православная — это соединение события священной истории с переживанием его иконописцем при написании иконы и с переживанием молящегося перед иконой. Создается единый образ во времени и в пространстве.

 

 

Вознесение Господне.                                                   Вознесение Господне.
Современная икона                                                      XV в. Псков

 

 

E-mail: kitezhrus@gmail.com


Бесплатный хостинг uCoz