На главную
Фильм 8. Обретенный Китеж
Царское Село. Русский городок при Феодоровском Государевом соборе.
Трапезная палата. 2010-й год
Князь А. А. Ширинский-Шихматов. Член Государственного
Совета. Председатель Общества возрождения художественной
Руси (ОВХР) 1915–1917.
«Любовь к родной старине не составляла до последнего времени от-
личительной черты образованного русского общества. От юного возраста
молодые поколения его воспитываются в домашней обстановке, полной
иностранных заимствований. <…> В итоге ему становятся известными
иногда мельчайшие подробности разбросанных на Западе произведений
искусства, тогда как о памятниках русской старины он не знает даже при-
близительно тех мест, где они находятся, — а иногда и самоё существова-
ние их остается для него под большим сомнением. <…> Иные даже <…>
говорят, что искусство не может быть народным вообще, что оно в сущ-
ности своей имеет международное значение.
При этом еще указывают на то, что и русское древнее искусство полно
подражаний и потому самобытным его считать нельзя. Общая задача воз-
рождения художественного быта древней Руси могла бы дать широким
кругам общества побудительный толчок к отказу от иностранных заимс-
твований, предпочтению русских образцов, дало бы новую жизнь русско-
му самобытному творчеству для преемственного возрождения давно за-
бытого прошедшего. С последней именно целью учреждается Общество
возрождения художественной Руси. Общество <…> предполагает устро-
ить в Петрограде общественное хранилище памятников древнего русско-
го творчества. Это хранилище должно давать посетителям ясное пред-
ставление о художественной стороне простейшего быта древней Руси —
домашнего, церковного и общественного».
К 1917 году в ОВХР входило 333 ревнителя русской культуры. Место
собраний ОВХР — Трапезная палата
Государь Николай II.
«Сердечно приветствую добрый почин учредителей Общества. Же-
лаю быть осведомляемым о всех его трудах и успехах».
Полковник Д. Н. Ломан. Офицер штаба Царского Конвоя.
Председатель Разряда хождения по Руси ОВХР.
«Мысль создать русский дом, дающий и внешним видом, и внутрен-
ним убранством образ подлинной древнерусской красоты и снабженный
утварью, которая, отвечая требованиям современной жизни, являла бы
формы старинного художественного мастерства, так заманчива и дорога
сердцу, что на осуществление ее можно положить все силы».
Князь Д. П. Голицын-Муравлин. Первый председатель Рус-
ского Собрания. Председатель Разряда словесности ОВХР.
Ты нас учи успехам зарубежным,
Чужого-ж строя к нам не приноси,
Хулителем безсмысленно мятежным
Того, что Бог посеял на Руси.
Себя в обычай мертвый не зароем,
Но продавать не станем старины…
Русь создалась своим домашним строем,
Им дорожить, что кладом мы должны!
«Сон Услады», 1902
Князь С. С. Абамелек-Лазарев. Промышленник. Председа-
тель Разряда Художественного и издательского ОВХР.
«Изображения римских и греческих богов и храмов, зданий и принад-
лежностей быта, римских консулов и легионеров ближе знакомы уча-
щимся, чем златоверхие храмы стольных городов русских, древние рос-
писи и иконы, одеяние и вооружение наших предков. Немудрено, что об-
разы Рима и Греции производили впечатление и оставались в памяти, а
прошлое родной страны казалось неясным, недостойным внимания».
В. М. Васнецов. Художественный руководитель строитель-
ства Русского городка. Член Совета ОВХР.
«Главный тезис моей веры в Искусстве таков: мы тогда только внесем
свою лепту в сокровищницу всемирного ис кусства, когда все силы свои
устремим к развитию своего родного Русского искусства, то есть, когда
<…> изобразим <…> красоту, мощь и смысл наших родных образов —
нашей Русской природы и человека — нашей настоящей жизни, нашего
прошлого… наши грёзы, мечты — нашу веру и сумеем в своем истинно
национальном — отразить вечное, непреходящее».
Н. К. Рерих. Директор Школы Общества поощрения худо-
жеств. Член Совета ОВХР.
«Моё предложение образовать музей Допетровского ис кусства <…>
было встречено очень многими сочувственно. <…> Как ни странно, но до
сих пор в столице нет многоцельного историко-бытового музея. Отдель-
ные находки сосредоточены в Эрмитаже, в архео логическом обществе и
археологическом институте. Неболь шие отделы находятся в Академии
наук, в артиллерийском музее, в хранилищах университета, но все это
разрознено, часто труднодоступно. Музей в Петербурге нужен, равный
по значению москов скому историческому».
С. С. Кричинский. Архитектор Русского Городка. Член ОВХР.
«…Но русского стиля в верном его понимании, то есть основанного на
изучении русской допетров ской старины, вы нигде не увидите. Между тем
це лые области коренной России и по сие время хра нят чудные памятники и
образцы самобытного русского зодчества. Там и поныне стоят и радуют
наш взор своей чарующей красотой храмы, коло кольни, монастыри и целые
города-кремли. Есть у нас обширный Северный край, где еще недавно стро-
ились и созидались местными зодчими-плотниками деревянные сказочной
красоты церковки, городки и избы».
В. В. Суслов. Архитектор. Член Совета ОВХР.
«Уничтожение и искажение всего древнего идет с какой-то исступ-
ленной поспешностью. Почти все деревянные церкви обшиты тёсом,
окна расширены и околочены филёнчатыми карнизами. Галереи, крыльца
и другие украшения в большинстве случаев уничтожены. <…> Не знаю,
личный ли это вкус или чувство народной гордости, но ничто, мне ка-
жется, не может так вдохновить современных художников, как эти
облики народных представлений. Нет, настало время, когда идея само-
бытности опять выступит...»
И. Я. Билибин. Художник. Член ОВХР.
«Настоящий национализм худож ника сказывается не в том, что он за-
ранее говорит себе: буду работать в русском стиле, а в том, что, будучи
связан тысячью незаметных нитей со своей страною, он совершенно без-
отчетно и инстинктивно имеет тяготение именно к этой стране, а не
к другой; и когда он, знакомясь с наследием национального прошлого и
изучая его, проникается все более и более любовью к художественному
прошлому родины, и он, человек нынешнего времени, явится прямым
продолжателем русского национального творчества, но более интерес-
ным, культурным и широким, чем его отдаленные предшественники».
А. В. Кривошеин. Главноуправляющий землеустройством
и земледелием. Учредитель ОВХР.
«Наибольшей потребностью учреждения ОВХР является очищение
русской речи, ибо народ, не имеющий своего языка, не имеет и самостоя-
тельного духовного бытия. <…> Если бы в нём только одном заключа-
лась вся будущая деятельность Общества — этого было бы уже достаточ-
но, чтобы оправдать его существование. Русскому государству пора быть
„самим собою”»…
Граф П. Н. Апраксин. Секретарь Императрицы Александ-
ры Федоровны. Товарищ председателя ОВХР.
«Русское Собрание с его отделами — это „мозг монархических орга-
низаций”. <…> Нам бросают упрек, что нас мало, но почему нас мало,
потому что мы прозябаем? Нет! Нас мало потому, что Русское Собрание
состоит из образованных русских людей с русскими убеждениями, а та-
ких вообще в России мало. Но хотя мы и малочисленны, мы, собрание
образованных людей, должны руководить толпами, а не быть руководи-
мыми толпою».
Епископ Димитрий (Сперовский). Историк искусства. Уч-
редитель ОВХР.
«Горе наше в том, что патриоты, ревнующие о славе Церкви Божией и
о благоденствии Русского Народа, не умеют пользоваться Священным
Писанием. <…> Они книги Ветхого Завета иногда смешивают с Талму-
дом, а современных нам жидов отождествляют с ветхозаветными изра-
ильтянами и к последним предъявляют такие же нравственные требова-
ния, какие обязательны только для нас, новозаветных последователей
пришедшего в мир Христа Спасителя».
Н. А. Маклаков. Министр Внутренних Дел. Учредитель
ОВХР.
«Мировое положение России, великой России, для нас, правых, пре-
выше всего. Оно дает ей право жить своей собственной, самобытной рус-
ской жизнью. <…> Отечество в опасности. Это правда, но опасность ис-
парится, как дым, исчезнет, как наваждение, если власть, законная власть,
будет пользоваться своими правами убежденно и последовательно, и если
мы все, каждый на своем месте, вспомним наш долг перед Царём и Роди-
ной».
М. В. Нестеров. Художник. Член ОВХР.
«Моя картина ,,Душа народа” объяс няет собой „подвиг” души народ-
ной не иной какой, — а рели гиозный, понимая религиозность в самых
обширных проявлениях. Тут нет места ника ким политическим стихиям,
лозунгам и прочему. И „Царь” мной понимается как носитель религиоз-
ной идеи, и он постольку государственный правитель, поскольку он усво-
яет идею религиозного начала своей власти — служение своему народу.
Идея, конечно, не новая, но существенная, которая имеет будущность и
к которой человече ство хотя бы через 1000 лет вернется. Само собой это
не „папство”, а идея наша, рус ская, которая может быть и вселен ской».
Государь Николай II. 12 (25) февраля 1917 года в Русском го-
родке.
«12 февраля 1917 года осматривал с удовольствием постройки при
Феодоровском Государевом соборе. Приветствую добрый почин в деле
возрождения художественной красоты русского обихода. Спасибо всем
потрудившимся. Бог на помощь вам и всем работникам в русском деле».
Ю. Д. Ломан. Из книги «Воспоминания крестника Импе-
ратрицы». Автобиографические записки Ю. Д. Ломана сына
полковника Д. Н. Ломана.
«Я спросил у Распутина: — Что такое мужицкая правда?
— А чего ты меня спрашиваешь? — в свою очередь спросил он.
— Папа говорит, что вы мужицкую правду царям говорите.
— Твой папа — известный мечтатель. Никакой такой мужицкой прав-
ды нет, есть одна правда, и её никто не любит слушать».
Полковник Д. Н. Ломан, князь М. С. Путятин — начальник
дворцового управления, товарищ председателя ОВХР и Г. Е. Распутин
«…Отец надеялся получить генеральское звание, видя, как его товари-
щи по училищу далеко продвинулись по службе. Летом 1916 года в Пет-
рограде он разыскал Распутина. Приехал домой отец очень возбуждён-
ный и сказал матери, что он высказал Распутину всё, что он о нём думал.
А через несколько дней сказал: „Распутин сказал государю, что Ломана
гордыня обуяла. При жизни его надо в чёрном теле держать, а после смер-
ти памятник поставить”».
Полковник Д. Н. Ломан. 1917-й год.
Полковник Д. Н. Ломан с сыном Ю. Д. Ломаном.
«У крыльца трапезной я увидел взволнованную толпу людей. Вскоре
в сопровождении двух конвоиров по дорожке из Фёдоровского собора по-
казался отец. Подойдя ко мне, он поцеловал меня, затем сказал конвои-
рам: „Теперь, когда я простился с моим детищем, собором, и со своим
сыном, я спокойно поеду туда, куда вы меня повезёте”».
Ю. Д. Ломан. У стены Русского городка.
«Отец встал на учёт. <…> Вернувшись домой, он сказал: “Я христиа-
нин, смерти не боюсь”. <…> И стал ежедневно ходить в церковь. <…>
Через три месяца я узнал от матери, что отец расстрелян».
В. Н. Воейков. Дворцовый комендант, член Совета ОВХР с Вели-
кой княжной Анастасией Николаевной.
«Моим жизненным крестом до конца дней будет мысль, что при всей
преданности Царю и Царской Семье, я, проникнутый чувством долга
бывший Дворцовый Комендант Государя, оказался бессильным в борьбе
с окружавшим Престол предательством и не мог спасти жизнь Того, от
кого как я, так и все русские люди, видели только одно добро».
2010-й год
19 мая 2010 года. День рождения Государя Николая II. 300-летие
Царского Села.
Розовая Палата.
Открытие Музея Русского Городка.
Царскосельская иконописная мастерская. Руководитель Галина
Майорова.
Традиционное чаепитие в здании Солдатского Лазарета.
Координатор продолжателей дела ОВХР Михаил Капралов.
Гусляр Егорий Стрельников.
Выступление гусляров в Солдатском Лазарете. 1915-й год.
Последнее предреволюционное Рождество. Великие княжны Ма-
рия и Анастасия в Солдатском Лазарете. 1916-й год.
Ансамбль «Заряницы» Галина Лужкова, Анастасия Медведева.
Последнее довоенное торжество в Русском городке. Лето 1914-го.
Полковник Д. Н. Ломан. Князь А. А. Ширинский-Шихматов.
Николай Клюев — Боян 20-го века, выразитель чаяний Души На-
рода, приглашенный Д. Н. Ломаном в Русский городок
Под древними избами, в красном углу,
Находят распятье, алтын и иглу —
Мужицкие Веды: мы распяты все,
На жернове — мельник, косарь — на косе,
И куплены медью из оси земной,
Расшиты же звездно Господней иглой.
Мы — кречетов стая, жар-птицы, орлы,
Нам явственны бури и вздохи метлы: —
В метле есть душа — деревянный божок,
А в буре Илья — громогласный пророк...
У Божьей иглы не измерить ушка,
Мелькает лишь нить — огневая река...
Есть пламенный лев, он в мужицких крестцах,
И рык его чуется в ярых родах,
Когда роженичный заклятый пузырь
Мечом рассекает дитя-богатырь...
Есть черные дни — перелет воронят,
То Бог за шитьем оглянулся назад —
И в душу народа вонзилась игла...
Нас манят в зенит городов купола,
В коврижных поморьях звенящий баркас
Сулится отплыть в горностаевый сказ,
И нож семьянина, ковригу деля,
Как вал ударяет о грудь корабля.
Ломоть черносошный — то парус, то руль,
Но зубы, как чайки у Стёп и Акуль —
Слетятся к обломкам и правят пиры...
Мы сеем и жнем до урочной поры,
Пока не привел к пестрядным берегам
Крылатых баркасов нетленный Адам.
Н. Клюев. «Под древними избами в красном углу…»,
1916 г
В фильме использованы материалы Царскосельской иконописной
мастерской и Общества русской традиционной культуры.
Прозвучала Симфоническая поэма М. А. Балакирева «Русь», гусель-
ные произведения Виктора Панченко, Егория Стрельникова, Бориса
Базурова; стихотворение Николая Клюева «Под древними избами,
в красном углу…» (1916).
Санкт-Петербург — Царское Село
2011