Фильм 5. Русский городок
Посвящается 300-летию Царского Села
Санкт-Петербург. Здание Ленсовета 1936–1941 гг. постройки
— Как добраться до Федоровского городка?
— До Русского городка? — Через Египетские ворота…
Царское Село.
Египетские Ворота.
Русский городок
Древний Египет…
Тайны цивилизации, охраняемые сфинксом…
Русская цивилизация — одна из великих мировых цивилизаций. Подобно другим культурам, она имеет характерные черты, выраженные в архитектуре и в изобразительном искусстве. Николай II незадолго до революции привлек лучших представителей русской культуры, чтобы сохранить эти черты в вечности.
Достоевский говорит в «Братьях Карамазовых», что предназначение русского инока таково: минует година искушений, люди устанут проливать кровь и захотят вспомнить лик Христа. Будут искать… — и увидят лик Христа в русском иноке.
Таково же предназначение Русского городка: миновала година искушений, и люди захотели увидеть лик Святой Руси. Они начали искать — и нашли его в Русском городке Царского Села, что под Петербургом. Изпод руин городка глядят на нас образы Древней Руси, чудом сохранившиеся, хотя прошло почти сто лет со времени их создания.
На недоумение министров по поводу русского стиля в Царском Селе, носящем европейский облик, Николай II ответил: «Моя прабабка выстроила здесь Китайскую деревню, почему я не могу здесь построить Русский городок?»
Личность каждого царя окружена тайной… из-за того, что во время помазания на царство он становится посредником между Богом и народом. Царю открываются особые знания...
Иван Грозный покинул Москву и долго жил в Александровской слободе. До сих пор не могут найти его легендарную библиотеку, скрытую, как предполагают, в подземных тайниках.
Николай II после революции 1905 года стал жить в Александровском дворце. Как об идеях Ивана Грозного можно судить по Летописному Своду и росписям Золотой Палаты Московского Кремля, так об идеях Николая II — по росписям Трапезной палаты Федоровского городка и деятельности Общества возрождения художественной Руси.
Общество возрождения художественной Руси
Городок часто сравнивают с таинственным градом Китежем, скрывшимся в глубине, но временами появляющимся для чистых сердцем.
Когда в 1909 году Государь повелел возвести в Русском стиле собор в честь Феодоровской иконы Богородицы как покровительницы русской государственности, то даже среди архитекторов не было ясного представления о русском стиле. Первый проект А. Померанцева Государь отклонил. Был привлечен архитектор В. Покровский, который наряду с А. Щусевым работал в традиционно русском стиле.
Благодаря заказу Николая II на Русский стиль, вокруг строительства собора стали собираться знатоки этого стиля: бывший обер-прокурор Синода князь А. А. Ширинский-Шихматов, архитектор князь М. С. Путятин, художники В. Васнецов, ставший главным художественным руководителем строительства, Н. Рерих, историк искусства А. Прахов, реставратор П. Покрышкин и множество других.
Обращение к Русскому стилю началось после развенчания ореола Западной культуры при нашествии на Россию из Европы двунадесяти языков во главе с Наполеоном.
Николай I поручает архитектору К. Тону разработать архитектурные проекты в Русском стиле. В противовес идеям французской революции Свободе, Равенству, Братству — Николай I утверждает другие идеалы: вместо Свободы — Православие, вместо Равенства — Самодержавие, вместо Братства — Народность.
Свобода — Православие
Равенство — Самодержавие
Братство — Народность
В 1839 году начинается строительство Храма Христа-Спасителя, как выражения идеи Православия; в 1838 году — Большого Кремлевского Дворца, отразившего понятие Самодержавие; а затем Тон разрабатывает проекты русских поселений, выразивших понятие Народность. Стиль храмового зодчества, заданный Тоном, именовался Русско-Византийским, хотя в основе его лежали принципы классицизма.
Начало возрождения Русского стиля
Формирование чисто русского стиля началось после снятия крепостного права, в 1861 году, когда к движению присоединился сам народ как непосредственный хранитель русской традиции.
Возникают кружки, вокруг которых объединяется русская интеллигенция в поисках народных идеалов.
Первый центр возрождения Русского стиля. Абрамцево под Москвой.
В Абрамцево под Москвой в имении славянофила С. Аксакова, где бывали Н. Гоголь и И. Тургенев, приобретенном С. Мамонтовым, собираются художники В. Васнецов, В. и Е. Поленовы, И. Репин, В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров. В мастерских создаются произведения декоративно-прикладного искусства в духе народных промыслов. Собирается коллекция изделий народного быта.
Второй центр возрождения Русского стиля. Талашкино под Смоленском.
В Талашкино княгиня М. Тенишева организовала второй центр возрождения русской народной культуры, вела раскопки древних курганов в Гнездово на волоке по пути «из Варяг в Греки», создала музей русского народного быта, школу и мастерские для обучения детей народным ремеслам. Были привлечены художники Н. Рерих, С. Малютин, М. Врубель, создавшие эскизы предметов современного обихода на основе древнерусских образцов.
Третий центр возрождения Русского стиля. Царское Село под Петербургом.
Третий — и самый важный — центр Русского стиля сформировался в Федоровском Городке Царского Села. Первые два центра поставили вопросы Русского стиля, а последний дал ответы на эти вопросы, причем на государственном уровне. Официально Общество возрождения художественной Руси было создано в 1915 году, но его созданию предшествовала общая работа над Феодоровским собором и Русским городком с 1909 года.
О деятельности «Общества» стало известно с 70-х годов XX века благодаря «Воспоминаниям крестника императрицы» — Юрия Дмитриевича Ломана — сына главного организатора строительства собора и Русского Городка Дмитрия Ломана — полковника штаба царского конвоя. Юрий был крестником самого императора Николая II. Но даже в 70-е годы боялся это открыть. Благодаря воспоминаниям, изданным в 1994 году Санкт-Петербургской Академией художеств, приоткрывалась таинственная завеса над «Китеж-градом XX века». Как живые предстали личности архитектора В. Максимова, художников Н. Рериха и И. Билибина, поэтов Н. Клюева и С. Есенина, артистов В. Сладкопевцева и Н. Арбатова, старца Григория Распутина — приближенных к Государю для утверждения народной темы в культуре России.
Подробная фотолетопись строительства Городка велась фотографом А. Функом из студии К. Буллы, кинолетопись кинооператором Ф. Шишмаревым. Но пока эти материалы еще недоступны для изучения. Из архива Ломана известно о деятельности Комитета по строительству Собора и Русского городка и о деятельности Общества возрождения художественной Руси, возникшего на основе этого Комитета.
На одном из заседаний Комитета говорится: «Сооружение в Царском Селе Феодоровского Государева собора… следует считать крупным шагом в деле воскрешения в русском искусстве начал древнерусского художественного творчества… Московская Русь была проникнута по преимуществу началами церковными, но, конечно, имела и гражданскую жизнь, поэтому дальнейшим шагом является воссоздание в гражданской архитектуре форм древнего русского зодчества. Такая попытка ныне предпринята в постройке домов при Феодоровском соборе».
Интерес к национальной культуре в начале XX века пробудился не только в русском народе, но затронул все национальные меньшинства, которые к 300-летию царствования Дома Романовых возводили памятные знаки и храмы, посвященные этому событию. Тем более, что Николай II, будучи наследником престола, в 1891 году, во время девятимесячного путешествия в Азию, возвращался через Сибирь и за 2,5 месяца посетил многие народы, и они своими глазами увидели будущего Государя, которого в Азии именовали легендарным именем «Белого царя». Архитектор Русского городка С. Кричинский — автор проекта построенного в Русском стиле храма Феодоровской иконы Богородицы у Николаевского вокзала, он же — участник строительства Татарской мечети.
Один из главных руководителей Общества возрождения художественной Руси — Н. Рерих — участвовал в проекте Буддийского храма на Приморском проспекте.
Русский городок возводился как живой музей Древнерусского каменного зодчества XVI–XVII веков, под открытым небом, вписанный в эпоху XX века — для посещения его жителями столицы. Для Трапезной палаты избраны мотивы Теремного дворца в Московском Кремле; дома священников и резные ворота выстроены в духе Ростово-Суздальской архитектуры; дома дьяконов, причта и служб — в стиле Псковской и Новгородской архитектуры и, отчасти, — Ростова.
За две недели до революции, 12 февраля 1917 года, в Прощеное Воскресенье после обедни Царь Николай II посетил Русский городок при Феодоровском Государевом Соборе.
В архитектуре и росписях Трапезной палаты воплотилось представление русского человека о мироустройстве и месте в нем Церкви, Государства и Народа.
По идейной насыщенности с Трапезной палатой может быть сравнима только роспись Золотой палаты Московского Кремля, исполненная при митрополите Московском Макарии, в 1556 году, по заказу Ивана Грозного, не сохранившаяся до нашего времени, но известная по подробному описанию иконописца Симона Ушакова.
Осуществил роспись Трапезной палаты художник Г. Пашков, подробно объяснивший Николаю II во время его посещения символику росписей и источники, из которых брались образцы.
Притрапезная Церковь посвящена преподобному Сергию Радонежскому, с которого началось национальное возрождение Руси после снятия ордынского ига. Росписи в стиле Дионисия — из Ферапонтова монастыря. По правую сторону от иконостаса — Спаситель, у подножия Его престола — святые: справа — соименные Царскому Дому, слева — русские святые, прославленные в царствование Николая II. На левой стороне Похвала Пресвятой Богородицы с предстоящими святыми — собирателями земли Русской.
В Предтрапезной и Трапезной палатах раскрыта идея богоустановленности царской власти и иерархичность власти государственной.
В Башенной Палате представлена множественность народов, входящих в Русское царство. Внутри башни — гербы восьми Царств, исторически вошедших в Русь Московскую: Новгородского, Астраханского, Тверского, Киевского, Владимирского, Казанского, Сибирского и Московского. Снаружи на башне — гербы городов — хранителей русской культуры: Пскова, Владимира, Костромы, Москвы, Ярославля, Новгорода. Венчает башню покровитель великокняжеской власти — «змееборец на коне», как изображаются Феодор Стратилат и Георгий Победоносец.
На Царской лестнице отображен жизненный путь человека от его рождения до кончины и времена года, сменяющиеся на этом пути.
На Лестнице Круга Солнечного — чередование месяцев в течение года и характер их.
В Холодных сенях — аллегории четырех стихий сотворенного мира.
В Теплых сенях — символы твердости характера, необходимого подданным Государя.
В Хозяйской хоромине — русские пословицы — творение русской народной премудрости.
В Отдохновенной палате — аллегория славы души чистой и печали души грешной в будущей жизни, также показаны добрые земные дела, ведущие в Рай.
В Малой Трапезной изображены «Трапеза благочестивых» и «Изобилие плодов земных».
Трапезная палата предназначена для проведения официальных обедов: «Чтобы общение в храме Божием распространить и на повседневную жизнь». В Притрапезной церкви собрана богатая коллекция древних икон XV–XVII веков, а в Столбовой палате — лучшее в России собрание древнерусской меди.
С начала войны с Германией в Русском городке Государь учредил лазарет Великих княжон Марии и Анастасии.
Лазарет Великих княжон Марии и Анастасии
В лазарете проводились концерты перед ранеными воинами. В народных костюмах выступали известные артисты.
В лазарете, благодаря ходатайству Д. Ломана, проходили военную службу поэт С. Есенин (к этому времени относится его первый сборник стихов), актер и литератор В. Сладкопевцев, режиссер Н. Арбатов, реставратор и иконописец из Мстеры А. Брягин, художник Г. Нарбут — последователь И. Билибина.
В Трапезной палате проводились концерты в духе национальных традиций. В Русском городке выступали поэты Н. Клюев и С. Есенин, исполнительница народных песен Н. Плевицкая, балерина А. Ваганова, народная сказительница В. Устругова, ансамбли гусляров Н. Голосова и балалаечников В. Андреева.
В день именин Царевны Марии Николаевны, 22 июля 1916 года, когда Церковь отмечает 22 (4) июля память Мироносицы равноап. Марии Магдалины, в Трапезной палате был проведен торжественный концерт. С. Есенин написал стихотворение, посвященное именинам Царевны, был удостоен разговора с Государыней.
Освящение лазарета-убежища 5 ноября 1916 года было приурочено к дню именин Григория Распутина. А. Вырубовой 5 (18) ноября память Свт. Григория архиеп. Александрийского в Трапезной городка был устроен концерт. Присутствовали Императрица Александра Феодоровна, Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Вырубова и сам Распутин.
Трапезная палата предназначалась для деятельности Общества возрождения художественной Руси, на собраниях которого рассматривались вопросы Русского стиля, возрождение образов Древней Руси применительно к настоящему времени.
Первоначальный список общества 1915 года из 63 учредителей увеличился к 1917 году до трехсот. Председателем был избран член Государственного Совета князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов. В Совет общества вошли епископ Ямбургский Анастасий, князь М. С. Путятин, граф П. Апраксин, граф А. Бобринский, графиня П. Уварова, художественный руководитель строительства Русского городка В. Васнецов, директор школы Императорского Общества поощрения художеств Н. Рерих, архитекторы В. Покровский и А. Щусев, историк искусств А. Прахов, филолог — знаток русского языка — А. Соболевский. Среди учредителей: будущий претендент на патриарший престол — Арсений, архиепископ Новгородский, обер-прокурор Святейшего Синода В. Саблер, Константин Константинович Романов, историк искусств Н. Лихачев и руководитель строительства Феодоровского Собора и Русского городка полковник штаба царского конвоя Д. Ломан.
В деятельности общества участвовали художники И. Билибин, М. Нестеров, архитектор В. Максимов.
Общество просуществовало два года. Архивы общества ждут своих исследователей.
Несмотря на разрушения во время войны, Русский городок привлекает русских людей близкими сердцу очертаниями архитектурных элементов, неизменных во времени, поскольку они неразрывно связаны с бытовыми, климатическими и национальными особенностями народа и земли, их создавшими.
Благодаря деятельности создателей Общества возрождения художественной Руси, формы русского стиля и мифопоэтические образы русского народа пережили период отступления и теперь снова появляются из глубины в нынешний период пробуждения национального самосознания народа.
Дело Николая II по сохранению Святой Руси осуществилось.
По легенде, Древний Сфинкс стережет вход в подземный тайник, где хранятся древние рукописи — исконные знания. Но тайна сфинкса открывается для чистых сердцем: Сфинкс смотрит вдаль на «Солнце на горизонте», которое восходит точно на востоке в день праздника Благовещения, благовествуя пришествие Христа — Солнца Правды, который просвещает вселенную светом Истины.
На Руси свои сфинксы — Семарглы — хранители посевов.
Семарглы — хранители семян и посевов
Если в скифском мифе грифоны стерегут золото, то для Руси с ее необъятными землями главное богатство — прорастающие растения и водная стихия.
О, старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!
Россия — Сфинкс.
Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!..
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!
<…>
Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно — старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем — братья!
<…>
В последний раз — опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
А. Блок. «Скифы», 1918
Росписи Трапезной Палаты Русского Городка, Царского вокзала и Ратной Палаты
М. Нестеров. Княгиня. 1911–1920
В. Васнецов. Царевна-Лягушка. 1901–1918
И. Билибин. К опере «Садко». 1914
И. Билибин. К опере «Аскольдова могила». 1912
Н. Рерих. Микула Селянинович. 1910
И. Билибин. Вольга и Микула. 1913
Н. Рерих. Илья Муромец. 1910
В. Васнецов. Богатырский скок. 1914
В. Васнецов. Боян. 1910
М. Курилко. Червонная Русь.
М. Нестеров. На Руси. Душа народа. 1914–1916
Н. Рерих. Три радости.1916
Н. Рерих. Ангел последний. 1910
Портрет Д. Н. Ломана. Неизвестный художник.
А. Крылов. Портрет Ю. Д. Ломана. 1979
В фильме использованы материалы Царскосельской иконописной мастерской, картины русских художников Общества возрождения художественной Руси и их последователей. Архивы РГИА, воспоминания Ю. Д. Ломана.
Прозвучали увертюра и ария Февронии из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», музыка В. С. Калинникова, музыкальные композиции гусляра Юрия Стрельникова «Град Китеж» и др.; стихотворение А. Блока «Скифы».
Проект создан к 300-летию Царского Села.
Санкт-Петербург — Царское Село
2009