На главную
Эпилог
Характер русского стиля определяется жизнью русов среди буйной растительности. Даже название «русы» чередовалось с названием «росы». Живая пластика растительности создавала формы, отличающиеся от правильных геометрических орнаментов Византии, в основе которых лежат математически выверенные гармонии эллинизма.
Для русского орнамента особенно характерны формы прорастания разбухших почек, перекликающиеся с пламенеющими к небу стрельчатыми завершениями арок. Символ огня — небесного коня — сочетается со стекающими сверху благодатными хлябями небесными. Сергей Есенин говорил, что только русский человек мог на своей избе установить коня как символ постоянной устремленности в неведомое. Формы русского стиля каменной архитектуры возникали из первоначальных форм архитектуры деревянных строений. Прямой греческий крест на Руси покрылся растительным и звериным орнаментом, а затем пророс ростками и процвел.
Геометрически правильная полусфера греческого храма на Руси заменилась на свои родные формы, означающие и небесный свод, и мировое яйцо, и набухшую почку, прорастающую к небу, и горящее пламя свечи. Благодаря деятельности создателей Общества возрождения художественной Руси формы русского стиля и русские мифопоэтические образы, которые и определяют самобытность народа, пережвшие период отступления, теперь снова появляются из глубины в нынешний период пробуждения национального самосознания народа.
В проекте использованы материалы из архивов Пушкинского краеведческого музея, РГИА, БАН, Царскосельской иконописной мастерской, фото- и видеоматериалы из частных коллекций.
Санкт-Петербург
2008