На главную
Фильм 3. Русский Стиль
Пролог
Большой Китеж
«…Вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда… <…>
Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.
Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет 3. 5-13).
Малый Китеж
Образ жар-птицы сохранился во всех народах, но после разделения единого человечества на народы в каждом народе он имеет свои особенности. На Руси это Финист — ясный сокол — образ, близкий птице Феникс Индии. Символ огненной стихии, обновления и бессмертия. Этот образ раскрыт в иконе Богородицы «Неопалимая Купина» — соединение воды и огня, как христианская надежда на исполнение обетования апостола Петра о преображении мира огнем и спасении в нем верных учению Христа.
Становление Русского стиля
Проблема русского стиля возникла в связи с этническими особенностями русского народа. Славянские племена, на основе которых сложились в IX веке русские княжества, отличались по образу жизни, определяемому местом распространения, от чего зависело и название племени: поляне жили ближе к степи, древляне — в лесах, дреговичи — в болотистых местах, ильменские славяне — вокруг озера Ильмень, поморяне — вдоль моря, русы — вдоль русел рек. Русы не были многочисленнее других племен, но благодаря тому, что реки, вдоль которых они жили, в то время являлись основными торговыми путями, русы имели контакты со всеми племенами и постепенно стали их объединять: сначала ильмен ских словен и полян при князе Олеге, а затем и остальных. Название славянского племени русов дало название всей стране.
Во времена вечевого строя у славян сложился обычай призывать на правление князя из другого славянского племени, что потом продолжилось и в княжеской Руси, но к тому времени русы составляли основу правящего сословия, так как лучше других разбирались в тогдашней географии и торговых связях.
Русскую цивилизацию, определяемую речной сетью, можно сравнить с крито-микенской, которая владела всем Средиземноморьем более тысячи лет, а опиралась лишь на портовые города на островах и узкой полосе побережья.
Объединив славянские племена, русы стали продвигаться на восток. Сухопутные дороги стали составлять конкуренцию речным лишь после XVI века, но к тому времени Русь уже начала складываться в империю.
Русы приходили в чужие народы не как захватчики, но как хозяева, причем сами были открыты для восприятия лучшего из чужой культуры. Когда на Руси стало распространяться христианство, при князе Владимире был принят византийский церковный обряд; после покорения Казанского ханства Русь продвинулась на восток и, обретя огромные пространства, приняла имперский дух; проникновение европейской культуры помогло формированию рационального мышления; советский период открыл уважение к простому человеку, американские технологии помогают осуществить проекты, прежде казавшиеся сказкой.
Исконная русская славянская культура сохраняется благодаря тому, что после каждого периода увлечения чужой культурой следует пробуждение национального самосознания.
Впервые в исторически обозримое время это произошло в XII веке. Князь Андрей Боголюбский, чтобы освободиться от влияния Византии, в 1157 году перенес столицу с Днепра, через который и осуществлялось это влияние, в бассейн Волги. Еще раньше Ярослав Мудрый, собрав свод древних русских законов, издал «Русскую Правду»; он поставил сам, без ведома Византии, русского митрополита, а не грека, как это было прежде. Это был Иларион Киевский, показавший в «Слове о Законе и Благодати», что Русь подошла к принятию богооткровенной христовой веры своей русской историей и культурой, то есть не приняла из Византии готовую версию христианства, но привила его на почву родной культуры.
Андрей Боголюбский также ставит русского епископа Феодора без ведома Византии. Чтобы христианская вера была понятна простому люду, народные образы вводятся в церковную культуру, храмы украшаются русскими растительными и звериными орнаментами, отражающими народное восприятие Божьего мироздания. После победы в 1164 году над Волжской Болгарией Русь укрепилась на Волжском пути. Андрей Боголюбский учреждает в Церкви чисто русские праздники: 1 августа Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в благодарность за помощь русскому оружию; и 1 октября Покрову Богородицы над Русью. В этом же году начинается почитание Феодоровской иконы Богородицы в Городце на Волге в храме Феодора Стратилата. На клеймах иконы изображены предстоящие Феодор Стратилат и Андрей Стратилат. «Феодоровская» — по-русски означает «Богодарованная».
Андрей Боголюбский хотел собрать русские княжества в единую державу, как это сделал равноапостольный князь Владимир. Тогда, еще в дохристианский период, Владимир для поддержки свыше ставит во главу Пантеона покровителя княжеской власти змееборца-громовержца Перуна; но Русь тогда уже была на пороге христианства и старые образы вскоре были свергнуты с пьедесталов. Андрей вводит почитание Феодора Стратилата, который, как и св. Георгий Победоносец, изображается как змееборец, то есть покровитель княжеской власти.
Князь Андрей понимал, что для объединения Руси нужна самодержавная власть, благословленная Богом: «Феодор» — по-русски означает «Божий дар», а «стратилат» — это «воевода» и даже «вождь». Полное значение Феодора Стратилата — «Богодарованный вождь», т. е. власть становится богопомазанной, а икона Феодоровская — это охранительница этой власти, причем именно национальной русской государственной власти.
Александр Невский особо чтил Феодоровский образ Богородицы и Феодора Стратилата. На его печатях изображался Феодор Стратилат, ведущий под уздцы коня, втыкающий копье в пасть поверженного дракона. В 1239 году татары сожгли Городец, именуемый Малый Китеж; икона была перенесена в Кострому и с тех пор считается защитницей и Костромы. Городец особо отмечен Богом и потому еще, что в 1263 году Александр Невский, возвращаясь из Орды, отошел здесь к Господу и сам стал небесным защитником и Городца, и всей Руси, причем Городец к тому времени был восстановлен и Феодоровская икона снова охраняла и город, и Русь.
После сожжения Городца, или как его именовали, «Малого Китежа», возникла легенда о «Большом Китеже», построенном князем Георгием Всеволодовичем на берегу озера Светлояра в заволжских керженских лесах и исчезнувшем в глубине при подходе татар. «И сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукою Божиею. Только чистые сердцем люди могут увидеть его».
Корни легенды идут в глубину русской истории. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» — это сказание о исконной русской народной культуре и исконных русских народных знаниях. Дева Феврония — это собирательный образ простой русской девушки, обладающей глубинными знаниями, воплотившийся в Февронии Муромской, умершей в 1228 году, то есть еще за 10 лет до сожжения татарами Городца и затем причисленной к лику святых.
Китеж-град по этимологии близок образу кит-рыбы. В книге Голубиной (или, правильнее, глубинной) мы читаем: «Кит-рыба — всем рыбам мати». Кит-рыба — это мифический образ первозданной жизни, зародившейся в воде в начальный период устроения мира. Китеж-град — это первозданное и неизменное в русском народе. Согласно Библии, каждому народу был дан свой язык, а значит и свои мифопоэтические образы, при разделении языков.
В этом же ряду стоит китоврас — распространенный образ в русском церковном искусстве. Состоит из двух слов: «кит» — уже рассмотрено выше, а «врас» означает врач или точнее прорицатель. В русской легенде «о Соломоне и Китоврасе» Китоврас является хранителем древних сокровенных знаний.
Образ Китеж-града — это не только исконно русская культура, но культура, освященная Христом, поэтому внешним его выражением является не только русский облик города, появляющегося из воды, но и сияние куполов над церквями и звон колокола.
Сохранила себя Русь от Византии, сохранила и от татаро-монголов, благодаря возрождению русской культуры при Андрее Рублеве и Дионисии, потом при митрополите Макарии; а затем царе Алексее Михайловиче.
После победы над Наполеоном — новый этап пробуждения национального самосознания, продолжавшийся весь XIX век и достигший пика перед революцией 1917 года. Именно к этому периоду относится возрождение русского стиля в Царском Селе.
Уже в 1815 году архитектор К. Росси создает типовые проекты поселений в русском стиле, но на основе классицизма; русским является только внешнее украшение изб.
В 1832 году в противовес демократическим идеям, проникшим в Россию из Франции и выраженным в триаде «Свобода, Равенство, Братство», царь Николай I выдвигает триаду «Православие, Самодержавие, Народность».
К видимому выражению этой идеи был привлечен архитектор К. Тон. Он разрабатывает проект храма Христа-Спасителя, и в 1839 году начинается его строительство. Этот храм явился выражением идеи Православия; в 1838 году по проекту Тона начинается строительство Большого Кремлевского дворца как выражение понятия Самодержавие. Еще в 1835 году при восстановлении Теремного дворца в Кремле начали прорабатываться русские национальные образы. Вслед за этим Тон разрабатывает проекты сельских поселений, что явилось образом понятия Народность.
Все эти три проекта в основе имели не русский стиль, а классический, русским был только внешний декор. Но благодаря заданному направлению началось изучение исконно русской архитектуры, была предпринята масса экспедиций в русскую глубинку, сохранившую свою культуру от иностранных влияний, а к концу XIX века в архитектуре начал оформляться исконный русский стиль.
После снятия крепостного права в 1861 году в культурное движение постепенно включаются и выходцы из народа, сами являющиеся носителями традиционной народной культуры, т.е. началось движение снизу; а на конец XIX — начало XX века приходится пробуждение интереса к своей культуре у всех слоев населения.
Китеж-град начал подниматься из глубины.
В живописи появляются богатыри и старцы В. Васнецова, Н. Рериха, М. Нестерова; И. Билибин возрождает русский орнамент и создает яркие образы героев русских былин; в музыке М. Глинка, М. Балакирев, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков воспевают Древнюю Русь. В архитектуре А. Щусев и В. Покровский утверждают исконный русский стиль. В 1903 году в Зимнем дворце прошел костюмированный бал, на котором аристократия предстала в костюмах XVII века.
В Абрамцево под Москвой в самом конце XIX века создается кружок любителей русской культуры. Раньше местечко называлось по-русски — Обрамцево. Промышленник Савва Мамонтов приобрел усадьбу у славянофила С. Аксакова и привлек художников В. Васнецова, М. Врубеля, В. Поленова, Е. Поленову, И. Репина и других. В мастерских создавались произведения декоративно-прикладного искусства в духе народных промыслов и традиционных ремесел. В домашних спектаклях принимал участие Ф. Шаляпин.
В Талашкино под Смоленском княгиня М. Тенишева создала художественно-промышленные мастерские. Во «Впечатлениях моей жизни» она пишет: «Мне давно хотелось осуществить в Талашкине еще один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве… Мне хотелось попробовать, попытать свои силы в этом направлении, призвать к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего над этим старинным русским сказочным прошлым». И такие художники появились, ими были Н. Рерих и М. Малютин.
Русский стиль в Царском Селе
Третий центр возрождения русского стиля — Царское Село под Петербургом. Здесь основными деятелями стали: В. Васнецов, Н. Рерих, И. Билибин, М. Нестеров, А. Щусев, В. Покровский, В. Суслов, П. Покрышкин, а организатором — полковник штаба конвоя Д. Ломан.
История формирования третьего и основного центра русского стиля такова. Еще в конце XIX века Ф. Буслаев писал, что важнейшей задачей не только нашего языка, но и всей жизни вообще является ясное осознание и раскрытие понятия Народность. А когда в 1905 году народ начал бунтовать, то задача обострилась. После Манифеста 1905 года о веротерпимости было разрешено открытое вероисповедание старообрядческой веры, а старообрядцы всегда являлись хранителями традиционной русской культуры; даже легенду о граде Китеже часто толкуют как скрывшиеся в чаще леса старообрядческие скиты.
Царь Николай II, усилив конвой, стал жить в Александровском дворце Царского Села. Здесь и началось возрождение русского стиля в государственном масштабе. Как и во времена Андрея Боголюбского, в архитектуре и убранстве церквей и гражданских зданий стали появляться народные образы.
И в этот раз возрождение началось с прославления Феодоровской иконы Богородицы. В 1909 году был заложен Феодоровский Государев собор, посвященный основам русской государственности, украшенный иконами святых, тезоименитых царскому роду, начиная с Рюриковичей. Собор предназначался для молебствий царя Николая II и его семьи, а также конвоя и сводного полка.
Близились торжества, посвященные 300-летию Дома Романовых — власти, избранной народом, любимой народом и любящей народ, а поскольку во время избрания на царство Михаил Романов молился перед Феодоровской иконой, то решено было построить у Николаевского вокзала храм-памятник 300-летию дома Романовых и освятить его также в честь Феодоровской иконы Богородицы. В советское время значение Феодоровской иконы снизилось до «помощницы в родах», как будто народ сохранил то, в чем 800 лет назад обвинили епископа Феодора, будто бы он возобновил в церкви «роженичный культ». Значение Казанской иконы Богородицы в советский период сократилось до «целительницы глазных болезней», хотя она прославлена как собирательница и охранительница Российской империи, поскольку после покорения Казанского хан ства началось движение России на восток вплоть до Тихого океана.
Только Русская Церковь за рубежом сохранила почитание Феодоровской иконы как покровительницы русской государственности — Богодарованной власти. В Париже, в кафедральном православном Александро-Невском соборе, слева от алтаря, установлен крест с иконами покровителей царя Николая II и царской семьи, а справа — сень — копия сени над царским местом Успенского собора Московского Кремля, внутри которой установлена Феодоровская икона. Перед нею и молилась Зарубежная церковь после 1917 года о восстановлении русской государственности.
Еще до начала строительства Феодоровского собора, в 1909 году, в здании учебной команды Сводного полка была устроена временная походная церковь в честь Серафима Саровского. Храм был обустроен в русском стиле. Чертеж иконостаса выполнил бывший офицер Сводной батареи князь М. С. Путятин, раму и резьбу выполнили своими силами под руководством резчика-кустаря из Сергиева Посада. Иконы написал Н. Емельянов в стиле XVII века. В обустройстве помог знаток русской старины князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов.
Все убранство временной церкви было потом перенесено в пещерный храм Феодоровского собора.
В этом же, 1909 году, происходит закладка Феодоровского Государева собора. Первый закладной камень положил Государь Николай II. На церемонии закладки присутствовали Великие княжны Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна и Великий князь Михаил Александрович.
Памятный знак о закладке Феодоровского собора
Первичный проект собора, созданный архитектором Померанцевым, был отклонен Государем; архитектор Покровский разработал новый проект в русском стиле, взяв за образец Благовещенский собор в Московском кремле — молитвенный храм Дома Романовых. Были добавлены крытые паперти и переходы с шатрами над ними. В феврале 1910 года были установлены кресты, а в марте подняты колокола в присутствии Государя и Императрицы.
Освящение собора состоялось 20 августа 1912 года.
Внешние фасады храма украшены мозаиками. На западной стороне — Феодоровская икона с предстоящими святыми — покровителями дома Романовых. Кроме этого — мозаичные изображения Архистратига Михаила, Георгия Победоносца, Александра Невского и Серафима Саровского.
Иконы в иконостасе были написаны Н. Емельяновым в стиле XVII века. Все храмовые иконы и утварь изготовлены по древним образцам. Боковой придел посвящен покровителю царевича Алексея митрополиту Московскому Алексию.
Пещерный храм в честь Серафима Саровского был сооружен по проекту архитектора В. Максимова и освящен в ноябре 1912 года. На освящении присутствовал Государь с Императрицей и Августейшим семейством и Великая Княгиня Елизавета Федоровна.
Стены храма были обтянуты темно-зеленой и темно-синей старинной набивной тканью, потолки расписаны фресками в стиле ярославской церкви Иоанна Предтечи в Толчкове XVII века, преобладали светло-золотистые тона.
Древнейшие иконы были собраны в Пещерном храме и алтаре. На правом клиросе у алтаря находилось кресло, предназначенное для Императора, рядом располагалась комната для Императрицы, из которой была видна солея и алтарь.
Фрески были исполнены художниками Н. Пашковым и В. Щербаковым. Царская комната была соединена с отдельным входом в храм.
Иконостас состоял из подлинных древних икон и был отделан в древнерусском стиле. Иконы были обиты басмой — тонкими листами серебра, отделанными позолотой с оттисками трав и цветов в стиле XVI века.
Одеяния священнослужителей были пошиты по рисункам В. Васнецова.
Гражданские строения в Русском стиле
Одновременно с собором были спроектированы гражданские здания различного назначения, которые должны были придать Царскому Селу при въезде со стороны Петербурга через Египетские ворота вид русского города XVII века.
Здание офицерского собрания
Здание офицерского собрания конвоя спроектировано В. Покровским в стиле ростовской теремной архитектуры XVII века; с высокой крышей, шатрами и внешней лестницей.
Архитектор В. Максимов разработал проект интерьеров. Сохранился один из проектов гостиной и комнаты шефа — Николая II, где виден портрет его детей.
Царский вокзал
Затем В. Покровский проектирует здание Царского вокзала, который был возведен в 1912 году, с высокой крышей, шатром с кокошниками над входным крыльцом и наличниками из резного камня на окнах. Со стороны крыльца был устроен гранитный пандус, позволявший подъезжать каретам и автомобилям под свод крыльца. Шатер над крыльцом завершался золоченым шаром и двуглавым орлом. Крытый навес круглой формы возвышался над путями.
Большим своеобразием отличались белокаменные резные оконные рамы.
С парадного крыльца, на потолке которого было изображение солнца и луны по образцу потолка Коломенского дворца, дверь вела в вестибюль. Из вестибюля направо был Императорский зал, расписанный гербами русских городов в распалубках свода зала, а налево — свитский зал с выходом на платформу, расписанный по распалубкам двуглавыми орлами, растительным орнаментом и знаками Солнечного круга. Росписи осуществил художник М. Курилко. Окна имели наборные стекла, печи были исполнены в русском стиле.
Государева Ратная палата
Следующим этапом утверждения русского стиля в Царском Селе явилось строительство Ратной палаты по проекту архитектора С. Сидорчука и князя М. С. Путятина.
В 1911 году Е. Третьякова передала императору Николаю II собрание исторических документов, освещающих военную историю России с древнейших времен. Для хранения этой коллекции и было решено создать музей, названный Ратной палатой. Третьего мая 1913 года состоялась закладка в присутствии Государя.
Государева Ратная палата в плане представляет неправильный пятиугольник. Главный корпус состоит из большого зрительного зала на 400 человек. Для чтения лекций устроена эстрада, отделенная аркой, снабженная устройствами для световых и кинематографических картин. В башне-ротонде была библиотека. Росписи Ратной палаты осуществил Н. Пашков по эскизам И. Билибина. В главном корпусе на сводах были изображены гербы русских городов, а на потолке круглой башни изображена центральная часть иконы «Благословенно воинство Царя Небесного»: царь Иван Грозный возвращается из Казанского похода, архангел Михаил возглавляет русское войско, Богородица посылает ангелов с венцами.
На фасаде главного корпуса было создано лепное изображение двуглавого орла с крыльями, опущенными, как при царе Михаиле Романове, а над входными воротами герб Рюриковичей — трезубец громовержца, в христианское время символизирующий Святую Троицу, освященный крестом. Искусно выполненные орнаменты из узорного кирпича сохранились до наших дней. Сохранились на фасадах и выкованные из чугуна древнерусские руны.
Трофейная комиссия провела большую работу: было зарегистрировано 40 000 подвигов русских солдат за всю историю войн, 2 000 рисунков русских и иностранных знамен, всего 59 000 карточек архива.
С началом I мировой войны цели изменились, и Ратная палата должна была стать Музеем текущей войны. Начали создание портретной галереи Георгиевских кавалеров. Все трофейные знамена решено было передать на хранилище в Ратную палату. 15 февраля 1917 года Николай II лично принимал и осматривал собрание рисунков и фотографий.
Русский городок
при Федоровском Государевом соборе
Самым ярким строением Русского стиля явился Федоровский городок, возведенный рядом с Александровским дворцом. Государь повелел возвести его в стиле построек Ростовского кремля XVII века. Организатором строительства стал Д. Ломан. Был создан строительный комитет, консультантами в котором были В. Васнецов, В. Суслов, П. Покрышкин. Архитектором назначили С. Кричинского, построившего перед этим в Петербурге Николо-Барградский храм и храм-памятник 300-летию дома Романовых в честь Феодоровской иконы Богородицы у Николаевского вокзала.
На одном из заседаний «Комитета по постройке» зафиксировано: «Сооружение в Царском Селе Феодоровского собора, в котором пещерный храм представляет собрание русской церковной старины, а верхняя церковь дает воспроизведение в новом храме икон и утвари по древним подлинникам, по всей справедливости следует считать крупным шагом в деле воскрешения в русском искусстве начал древнерусского художественного творчества… Московская Русь была проникнута по преимуществу началами церковными, но, конечно, имела и гражданскую жизнь, поэтому естественным дальнейшим шагом при обращении к источнику художественной красоты, завещанной нам предками, является воссоздание в гражданской архитектуре форм древнего русского зодчества. Такая попытка ныне предпринята в постройке домов при Феодоровском Государевом соборе».
Благодаря деятельности «Комитета по строительству» оформилось Общество возрождения художественной Руси, возглавляемое князем А. А. Ширинским-Шихматовым. Членами общества были В. Васнецов, Н. Рерих, И. Билибин, М. Нестеров, А. Щусев, В. Суслов, П. Покрышкин, В. Устругова и множество других приверженцев Русского стиля. После Абрамцева и Талашкина это был третий центр возрождающейся русской культуры. Первые два привлекли талантливых художников и обозначили вопросы Русского стиля, а в третьем были сформулированы ответы на эти вопросы и разрешены на государственном уровне.
Городок был выстроен по образу окруженного каменной стеной древнерусского двора или подворья в стиле Ростовско-Суздальской и Псково-Новгородской палатной архитектуры.
Центральное строение — Трапезная палата, предназначенная для проведения официальных обедов, а также для хранения древностей. Причем коллекция древней серебряной и медной утвари в Трапезной палате, а в Притрапезной церкви — древних икон — богатейшие в России. Трапезная палата предназначалась для проведения собраний Общества возрождения художественной Руси и для концертов в духе национальных традиций.
Строительство Ратной палаты и Федоровского городка совпало с предвоенными предчувствиями художников русского стиля, частой темой которых было изображение города, огражденного стеной от внешнего мира: от мирных образов И. Билибина до обреченного на разорение или объятого пламенем города Н. Рериха.
Заложенный в 1913 году, городок был выстроен после начала Великой Войны, поэтому Дом священников, или Белокаменная палата, превратился в Лазарет для офицерских чинов; Дом причетников, или Желтая палата, — в Лазарет для нижних чинов, дом дьяконов, или Розовая палата, — в Канцелярию собора, а затем лазарета, Белая палата осталась баней и прачечной. В доме для нижних чинов разместились солдаты срочной службы, служащие в лазарете. Этот дом получил название «башня Есенина», в связи с тем, что поэт жил в ней во время прохождения службы в лазарете.
На Белокаменной палате значилось: Лазарет Их Величеств Великих княжон Марии и Анастасии.
Несмотря на разрушения во время войны, городок привлекает русскихлюдей близкими сердцу очертаниями элементов, неизменных во времени, поскольку они неразрывно связаны с бытовыми, климатическими и национальными особенностями народа и земли, их создавшими.
Казармы 3-го стрелкового полка
Следующей постройкой в русском стиле явились казармы 3-го стрелкового полка в Софийской стороне на Саперной улице по проекту архитектора В. Покровского. Украшенные русским орнаментом, кирпичные корпуса казарм были соединены друг с другом кирпичной стеной с башнями, прообразом которых были башни Ростовского кремля, а в середине двора было выстроено красивое здание офицерского собрания, сохранившееся до нашего времени. В одну из стен встроена часовня, а запроектированная церковь Николая Чудотворца так и не была достроена, после войны ее стены разобрали.
Казармы Конвоя и Сводного полка
Казармы Конвоя и Сводного полка проектировал архитектор Максимов. Этот большой комплекс построек между Федоровским городком и Царским вокзалом был заложен 25 июня 1914 года в присутствии Николая II. В отчетных бумагах значилось: «Предложение о постройке всех зданий Конвоя в Царском Селе в древнерусском стиле основано на личном Их Императорских Величеств желании». Вид построек отличался от традиционного облика казарм, не было ничего от скучной казенности. Здания завершались высокими крышами; над ровным рядом казарменных строений возвышались шатровые завершения над чередой башен, увенчанных шпилями с изображением героев русского эпоса: Микулой Селяниновичем, стрельцами и другими. На здании 4-ой сотни конвоя на кирпичных стенах выделяются выкованные из железа руны.
Казармы конвоя, сильно пострадавшие во время войны, были восстановлены со значительными изменениями; но и сейчас поражают русским характером своего облика.
Храмы Царского Села в Русском стиле
В 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых, архитектор Е. Константинович создает для 4-го Стрелкового полка, на Волконской улице, проект храма Николая Чудотворца — в традициях Костромских храмов XVII века. Храм не был достроен до революции, а в советское время постепенно разобран до фундамента.
8 июня 1912 года на Леонтьевской улице было заложено здание «Общины милосердия Красного креста» с домовой церковью в честь иконы «Всех скорбящих радости». Проект подготовил архитектор С. Данини.
Домовая церковь была освящена 10 октября 1914 года. Плафон и стены церкви расписаны художником Г. Пашковым в стиле русских фресок XVI века, эскиз заалтарного образа написал В. Васнецов. В 2007 году из-под слоя побелки открылась роспись — один из немногих сохранившихся образцов фресковой живописи новорусского стиля начала XX века в Петербурге и окрестностях.
Церковь святителя Алексия митрополита Московского 1-го стрелкового полка была заложена на углу Павловского шоссе и Саперной улицы 11 марта 1914 года в присутствии Императора, Императрицы, царевича Алексия и Великих княжон. Автор проекта — архитектор А. Щусев. Храм так и не был достроен.
В начале Первой Мировой войны рядом с Казанским кладбищем был отведен участок для захоронения погибших на войне — это Царскосельское братское кладбище, находившееся под попечительством Императрицы, пожелавшей построить там временную деревянную церковь в русском стиле для отпевания умерших. Деревянный одноглавый храм в честь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» по проекту инженера С. Сидорчука был заложен 18 августа 1915 года. После возведения постоянного каменного храма деревянный храм должен был быть перевезен на дачу «Светелка» в Лугу.
В 1916 году Первой премии был удостоен проект архитектора С. Антонова, с боковыми пристройками в виде крепостных башен, похожий на проект храма на поле Куликовом А. Щусева. Но проект так и не был осуществлен.
Весной 1916 года по инициативе А. Вырубовой рядом с Александровским парком началось строительство Серафимовского лазарета-убежища, а 5 ноября 1916 года состоялась закладка небольшого храма по проекту архитектора В. Яковлева в присутствии Императрицы, Великих княжон, Вырубовой и Распутина. После закладки в Трапезной палате Федоровского городка был праздничный обед, на котором в числе прочих присутствовал и Распутин. Освящение было приурочено к дню памяти святителя Григория Александрийского — покровителя Григория Распутина. В этом недостроенном храме и было погребено тело Распутина, убитого заговорщиками 17 декабря 1916 года.
После революции гроб с телом Распутина был перевезен в Петербург и тело сожжено. Были сожжены и остатки сруба недостроенной церкви.
Последние проекты Русского стиля
В начале войны для защиты царского дворца был организован особый Авиационный отряд. Архитектору В. Максимову поручили построить деревянный городок в национальном стиле. Проект Максимова отличается от стилизаций К. Тона и И. Ропета своей функциональностью, отражающей бытовые потребности людей XX века, причем выдержан в традиционном русском стиле.
Неосуществленным оказался проект казарм Железнодорожного полка. Разработка проекта началась с середины 1915 года. Полку отвели территорию 15 гектаров, примыкающую к Царскому Вокзалу; проект должен был завершить формирование вида привокзальной площади в Русском стиле, что было важно для приема приезжающих к русскому Государю почетных гостей.
На сохранившейся панораме зданий полка виден русский городок с соборной площадью и улицами посада. Рядом с внушительным собором высится колокольня, которая должна была стать доминантой окружающего пространства.
После революции даже чертежи этого проекта были уничтожены новой властью.
Еще одним творением Максимова явился Гостиничный ансамбль для размещения иностранных правительственных делегаций, сочетающий древнерусскую тему с классической планировкой. На парадный двор выходит здание дворцового типа, а за ним на внутреннем дворе особо охраняемый дворцовый корпус. По сторонам несколько второстепенных дворов. Разнообразны украшающие детали в русском стиле. Разные по высоте и протяженности чертоги увенчаны крышами прихотливых профилей, перемежающиеся с башенками.
В 1916 году первой премии был удостоен проект «Здравницы» архитектора Н. Васильева. Контрастное противопоставление глубоких проемов и белых стен, мотивы арки, национальные элементы декора, купола домовой церкви в центре здания — создают характерный для русского стиля облик.
Ближе к Пулковской обсерватории должен был быть насыпан памятный курган «Дивинец». Н. Рерих писал в те годы: «Славный подвиг должен запечатлеться местом особым, местом великим. Великая смена жизни должна быть отмечена курганами Великой войны… Около Петрограда, около Царского Села есть холмы. И на них запечатлеется память героев. И придут люди к курганам. И прочтут на валунах священные слова. И обновятся духом».
На въезде в Царское Село со стороны Петербурга, у моста через р. Кузьминку, планировалось сооружение Триумфальной арки «Белые ворота». Проект был составлен В. Максимовым в конце 1916 года. Это последний проект Русского стиля, который должен был венчать победу России в Великой войне. Теперь этот проект венчает победу Русского стиля, бессмертного для русского народа.