На главную

Фильм 15. Вершина Русского стиля


Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро,
А за грехи, за темные деяния
Спасителя смиренно умоляют


А. С. Пушкин. «Борис Годунов», 1825
 

Часть 1. Петр Великий и Русский стиль


Карта колониальных владений на 1700-й год.


XVII век. Европа захватывает колонии по всему миру. Традиционная
культура не смогла выстоять перед бездушным рационализмом. Благо-
родству традиционного мира противостояла материальная выгода. Рос-
сия сохраняла традиционный уклад. Как выстоять перед западом? Заслу-
га Петра Великого перед Отечеством в том, что он сумел привить запад-
ный рационализм на русскую почву, не повредив народную душу.
Сам Петр был воспитан в патриархальном русском обществе. В воз-
расте 10 лет он был помазан на Царство вместе со своим братом Иоан-
ном. В 1697 году Петр едет в Европу с Великим посольством на полтора
года. Некоторые историки полагают, что знакомство с Европой разврати-
ло Петра, хотя ему было тогда уже 25 лет, причем в течение 7 лет он яв-
лялся единовластным русским самодержцем. Другие же полагают, что
это сделало его стержнем эпохи, а Россию мировой державой.
Петр был русским и по происхождению, и по характеру. Его преобра-
зования со стороны казались непонятным хаосом, как это часто бывает на
Руси из-за необъятности страны. Боярам досталось от Петра. Ведь чтобы
противостоять более сильному тогда Западу, нужно было переделать го-
сударство и армию на западный манер. Вся тяжесть реформ легла на пле-
чи народа. И тем не менее в фольклор Петр вошел как народный герой:
царь-труженик, простой в обращении, образ которого достигает эпичес-
кого размаха.
Вот как описывается его путь из Архангельска до будущего Петербур-
га: «Путь его стал триумфальным шествием богатыря народного, которо-
му, как древним Илье Муромцу и Егорию Храброму предстояло устроить
Русь, сделать из Руси страну и проезжую, и прохожую, сделать ее доступ-
ной для других людей». Петр как богопомазанник распоряжался не толь-
ко народом, но и пространством и временем. Соединяя реки каналами,
создавал новые пути, а на пересечении их возводил новые города; изме-
нил календарь.
Патриарх Никон, по примеру западной церкви, хотел стать выше царя
Алексея Михайловича, хотя на Руси традиционно Великий князь был
выше Митрополита. Петр упраздняет Патриаршество, оставляет пер-
венствующего Митрополита. Патриарх Никон издает указ, запрещающий
строить шатровые церкви, любимые в народе, особенно на севере: они
напоминают священные ели. Петр довел шатры до шпилей, и они взмет-
нулись в небо. Шпиль Петропавловского Собора поражает своей легко-
стью и одухотворенностью. По указу Петра в Вытегре, у начала будущего
Волго-Балтийского пути, в 1708 году был построен 25-главый храм. Су-
ществует легенда, что храм был построен по рисунку Петра. Только спус-
тя 6 лет, в 1714 году, такой же храм был возведен в Кижах. В наши дни
Вытегорский храм был возобновлен рядом с Санкт-Петербургом в Невс-
ком лесопарке в 2008 году. Как ни парадоксально это звучит, но эти хра-
мы являются памятником петровской эпохи с ее максимализмом.
В записках Остермана найдены слова Петра Великого: «Нам нужна
Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней должны повернуться
задом». Несколько десятков лет растянулись почти на полтора столетия,
потому что после Петра на Руси в течение семидесяти лет правили жен-
щины-императрицы, в большинстве — нерусские.


Часть 2. Возвращение к Русскому стилю
 

XIX век. Николай I повелевает высшей знати приходить на торжест-
венные церемонии в национальных русских одеждах, а церкви строить
преимущественно в русском стиле. Впоследствии это распространится и
на гражданские здания. Москва тоже была затронута западной культурой,
там зародилось мощное движение славянофилов, призывавших к возрож-
дению русской старины. Начало положили братья К. С. и И. С.Аксаковы
и П. В. Киреевский.
Между славянофилами и западниками в Петербурге родилось тече-
ние, именуемое почвенничество — на основе идей А. С. Пушкина и
Ф. М. Достоевского, проникнувших в сердце русской души. Всеобъем-
лющая русская душа не повреждается от принятия чужой культуры, если
хранит любовь к родине и к предкам. Пушкин сформулировал это так:


Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу,
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.


1830
 

Всеобъемлющая и всеприемлющая русская душа создала великую
Россию, оставаясь самой собой в любой точке страны. Характерно, что и
Пушкин, и Достоевский, и Петр Великий родились в Москве, а творили
в Санкт-Петербурге.
Петербургский композитор Михаил Глинка на основе композиций
русских песен делает русскую оперную и симфоническую музыку дейст-
вительно русской, а не итальянской. В Петербурге же композиторы Бала-
кирев, Бородин, Мусоргский и Римский-Корсаков создают «могучую
кучку».
Славянофилы дали направление русской художественной интеллиген-
ции, и под Москвой в Абрамцево в конце XIX века возникает абрамцевс-
кий кружок. Второй центр изучения и возрождения русского стиля возни-
кает под Смоленском в Талашкино. Третий центр — под Петербургом,
в Царском Селе, недалеко от дворца Царя Николая II.
После освобождения крестьян любовь к русской народной культуре
охватила все слои населения. А после первой русской революции это
было уже не просто увлечение, но государственная программа возрожде-
ния национальной русской культуры во всех ее видах, как средство воз-
рождения народного духа и сохранения империи.
В 1909 году начинается строительство Феодоровского Государева со-
бора, наименованного в честь Феодоровской иконы Богородицы. «Феодо-
ровская» означает Богодарованная, покровительница богодарованной
царской власти. Собор и комплекс строений вокруг него должны были
быть выстроены в древнерусском стиле. Николай II привлекает знатоков
русской старины, государственного и церковного деятеля князя Алексея
Александровича Ширинского-Шихматова, начальника дворцового управ-
ления князя М. С. Путятина, архитекторов В. А. Покровского, А. В. Щу-
сева, В. В. Суслова, художников В. М. Васнецова, Н. К. Рериха, М. В. Не-
стерова, И. Я. Билибина.
Празднование 300-летия дома Романовых в 1913 году (Кострома, Ро-
стов Великий, Москва), а затем начало войны с Германией вызывает не-
бывалый взлет патриотизма, отвержение европейского стиля и обращение
к родному, русскому. Если учесть, что накануне крушения российской Им-
перии был ее расцвет во всех областях, в том числе и в художественной
жизни (Русский павильон на выставке в Париже, 1900 г.), то понятно стано-
вится, почему вершина Русского стиля была достигнута в Петербургский
период истории Русского государства. Причем именно в Санкт-Петербурге,
рядом с Феодоровским собором был построен Русский городок.

 

Часть 3. Вершина Русского стиля


В Трапезной палате Русского городка был устроен музей русской ста-
рины, один из лучших в России. В экспозицию входили не просто старин-
ные предметы, но подобранные с учетом художественного вкуса, чтобы
по их образцам создавать предметы обихода применительно к современ-
ности. Русский городок был предназначен для собраний Общества воз-
рождения художественной Руси, в которое с 1915 по 1917 годы вошло
334 человека, основных тогда в России знатоков, коллекционеров и лю-
бителей русской старины
Председатель ОВХР кн. А. А. Ширинский-Шихматов в кабинете
полковника Д. Н. Ломана.

Главная задача Общества состояла в распространении опыта изучения
и возрождения русского стиля в архитектуре, иконописи, живописи и
предметах обихода по всей России. В росписях Трапезной палаты было
представлено мировосприятие русского человека в символах церковных,
государственных и народных. Хотя каждая эпоха рождает свои художе-
ственные стили, но появление в Царском Селе, Петербурге и во всей
стране зданий и интерьеров в исконном русском стиле было знаковым
явлением эпохи, особенно это относится к Петербургу. Хотя это город
русский по определению, т. к. стоит на издревле русской земле, к тому же
в течение 200 лет был столицей русского государства, но внешний вид его
напоминал европейские города. В Петербурге достиг вершины русский
художественный стиль, в Петербурге произошло самоосознание Россией
самое себя накануне крушения империи. Выросший в Царском Селе Рус-
ский городок сравнивают с невидимым градом Китежем, показавшимся
из глубины на недолгое время, как, впрочем, и все исконно русское в тот
период, который именуют серебряным веком русской культуры — как ле-
бединая песнь русской души накануне кошмара революции.

 

Русский стиль в Царском Селе


Царский вокзал. Ратная палата. Офицерское собрание. Проект По-
сольского комплекса. Казармы на ул. Саперной.


Русский стиль в Санкт-Петербурге
 

Храм Иова Многострадального — покровителя Николая II. Спас на
Крови. Спас на Водах. Свято-Исидоровский храм. Церковь Феодоров ской
иконы Богородицы. Николо-Барградский храм. Старо-Афонское подво-
рье. Ново-Афонское подворье. Шестаковская Церковь. Церковь Поморс-
кого согласия на ул. Тверской. Музей А. В. Суворова. Офицерское собра-
ние. Доходный дом на ул. Колокольной. Дом на пл. Островского. Проект
Исторического музея. Проект здания Гос. Думы. Церковь Серафима Вы-
рицкого в Купчино, 2004 г.


С. Есенин в Лазарете Русского городка. 1916 г.
В Петербурге раскрылся талант национального русского поэта Сергея
Есенина и его учителя — Бояна XX века Николая Клюева, возглавившего
движение крестьянских поэтов. Клюев, подобно Пушкину и Достоевско-
му, увидел в глубине русской души то исконное, что важнее и русского
художественного стиля, и Москвы, и Петербурга. Он верил, что невиди-
мый град Китеж еще не один раз поднимется из глубины. Поэт Борис
Богомолов писал о нем в 1917 году: «Николай Клюев — предтеча возрож-
дения Руси. Русь наша — великая безглагольница и молчальница, тяжко
вздохнув после тысячелетнего безмолвия, заговорила устами самородка
Николая Клюева своим страшным потрясающим пророческим языком».


«Песнь Солнценосца»
Н. Клюев, 1917

 

Три огненных дуба на пупе земном,
От них мы три жёлудя-солнца возьмем:
Лазоревым — облачный хворост спалим,
Павлиньим — грядущего даль озарим,
А красное солнце — мильонами рук
Подымем над миром печали и мук.
Пылающий кит взбороздит океан,
Звонарь преисподний ударит в Монблан;
То колокол наш — непомерный язык,
Из рек бечеву свил архангелов лик.
На каменный зык отзовутся миры,
И демоны выйдут из адской норы,
В потир отольются металлов пласты,
Чтоб солнца вкусили народы-Христы.
О демоны-братья, отпейте и вы
Громовых сердец, поцелуйной молвы!
Мы — рать солнценосцев на пупе земном —
Воздвигнем стобашенный, пламенный дом:
Китай и Европа, и Север и Юг
Сойдутся в чертог хороводом подруг,
Чтоб Бездну с Зенитом в одно сочетать.
Им Бог — восприемник, Россия же — мать.
Из пупа вселенной три дуба растут:
Премудрость, Любовь и волхвующий Труд...
О молот-ведун, чудотворец-верстак,
Вам ладан стиха, в сердце сорванный мак;
В ваш яростный ум, в многострунный язык,
Я пчелкою-рифмой, как в улей, проник,
Дышу восковиной, медынью цветов,
Сжигающих Индий и волжских лугов!..
Верстак — Назарет, наковальня — Немврод,
Их слил в песнозвучье родимый народ:
«Вставай, подымайся» и «Зелен мой сад» —
В кровавом окопе и в поле звучат...
«Вставай, подымайся»,— старуха поет,
В потемках телега и петли ворот,
За ставней береза и ветер в трубе
Гадают о вещей народной судьбе...


Три жёлудя-солнца досталися нам —
Засевный подарок взалкавшим полям:
Свобода и Равенство, Братства венец —
Живительный выгон для ярых сердец.
Тучнейте, отары голодных умов,
Прозрений телицы и кони стихов!
В лесах диких грив, звездных рун и вымян
Крылатые боги раскинут свой стан,
По струнным лугам потечет молоко,
И певчей калиткою стукнет Садко:
«Пустите Бояна — рублёвскую Русь,
Я тайной умоюсь, а песней утрусь,
Почестному пиру отвешу поклон,
Румянее яблонь и краше икон:

 

Здравствуешь, Волюшка-мать,
Божьей Земли благодать,
Белая Меря, Сибирь,
Ладоги хлябкая ширь!

 

Здравствуйте, Волхов-гусляр,
Степи великих Бухар,
Синий моздокский туман,
Волга и Стенькин курган!

 

Чай, стосковались по мне,
Красной поддонной весне,
Думали — злой водяник
Выщербил песенный лик?

 

Я же — в избе и в хлеву,
Ткал золотую молву,
Сирин мне вести носил
С плах и бескрестных могил.

 

Рушайте ж лебедь-судьбу,
В звон осластите губу,
Киева сполох-уста
Пусть воссияют, где Мста.

 

Чмок городов и племен
В лике моем воплощен,
Я — песноводный жених,
Русский яровчатый стих!


В фильме звучала музыка М. И. Глинки, М. А. Балакирева,
А. С. Доргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова и Г. В. Свиридова;
прочитаны стихи А. С. Пушкина и Н. А. Клюева; использованы ка-
дры из фильма «Римский-Корсаков» (1953) и материалы альбома
«Русский городок Царского Села — Китеж XX века» (2011).


Санкт-Петербург — Царское Село
2011

 

E-mail: kitezhrus@gmail.com


Бесплатный хостинг uCoz