На главную
Трилогия «Северная столица Руси».
300-летию учреждения Санкт-Петербурга столицей
России посвящается
Фильм 13. Город Святого Камня
Когда строил Соломон Святая Святых, тогда понадобилось ему посо-
ветоваться с Китоврасом, донесли ему, где тот живет, сказали: «В дальней
пустыне». Нрав же его был таков: не ходил он кривым путем, а только
прямо. И сказал Соломон Китоврасу: «Не по прихоти своей привел тебя,
но по повелению Господню, чтобы спросить, как строить Святая Святых,
так как не позволено мне обтесывать камни…»
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася…
А. Пушкин. «Медный всадник», 1833
Да, именно на реке был воздвигнут город, хоть явился он выходом
России в Балтику. Русы — речной народ, издревле властители речных пу-
тей. Основателя Киева, князя Кия, в летописи так и именовали — Пере-
возчиком, а княгиню Ольгу — дочерью перевозчика. Они владели реч-
ным путем и переправой через реку. Столица Руси так и перемещалась
вдоль пути «из варяг в греки»: Старая Русса — Старая Ладога — Новго-
род — Киев, потом бассейн Волги: Владимир — Москва.
Старая Русса до 862 г.
Ладога 862–865 гг.
Новгород 865–882 гг.
Киев 882–1157 гг.
Владимир 1157–1389 гг.
Москва 1389–1712 гг.
И вот, спустя 1000 лет, снова возвращение в те места, где сложилась
северная Русь, к берегам Балтики.
В древности в устье Невы, на территории нынешнего Петербурга,
было много русских поселений, в которых велась торговля со скандина-
вами и с Ганзейским союзом. Одно из них — в устье реки Охты — потом
именовалось Невское устье. Через 60 лет после Невской битвы в 1300 году,
шведы снова напали на Русь и в устье Охты поставили крепость Ланд-
скрону.
Ландскрона 1300–1301
Через год сын Александра Невского, Великий князь Андрей, разбил
шведов и крепость сжег. Но прошло 300 лет, и шведы снова вторгаются на
Русь. В 1610 году, воспользовавшись смутным временем, возводят на
месте русского торгового поселения Невское Устье крепость Ниеншанц.
Невское Устье. Ниеншанц 1610–1703
В 1703 году Петр I штурмом берет крепость, разрушает ее и заклады-
вает на невских берегах новую столицу. Россия становится морской дер-
жавой. Петр вернул Русь к ее истокам; он сам обследовал волоки, которы-
ми Русы связывали речные пути и повелел прокопать там каналы.
Вышневолоцкая водная система Нева — Волга
Для Петра главным национальным героем на Руси был Александр
Невский, не давший шведам завладеть Невой — воротами к главной
жизненной артерии Руси — водным путям в Византию, на Волгу и к Бе-
лому морю. Мощи князя Александра Невского торжественно переносят-
ся из Владимира в главную теперь на Руси Лавру — Троицкую Алексан-
дро-Невскую, и князь становится Небесным покровителем нового горо-
да. Величие для России устья Невы воплощено в ансамбле Стрелки
Васильев ского острова. Василевс в переводе с греческого — Царь. Ост-
ров — последний перед выходом Невы к морю. Символ моря, встречаю-
щего Неву, — скульптура Нептуна с трезубцем на фронтоне морской
Биржи, именно здесь и находился морской порт. Две Ростральных ко-
лонны-свечи с постоянно горящими светильниками; у подножия ко-
лонн — аллегорические изображения 4-х главных русских рек, соеди-
ненных каналами и выходящими здесь в Балтику: Невы, Волхова, Днеп-
ра и Волги.
Нева
Волхов
Днепр
Волга
Это главное значение Петербурга отражено на его гербе, созданном
еще при Петре в 1722 году и утвержденном в 1730-м. Два перекрещен-
ных якоря на фоне скипетра с царской короной — двухлопастный морс-
кой и четырехлопастный речной. Чтобы подчеркнуть и небесное значе-
ние города, лопасти якорей повернуты вверх, т. е. зацепляются они за
небесную твердь. Герб Ленинградской области, созданный в Советское
время, явно указывает на полный отказ от Небесных идеалов.
При Петре осуществилась выдвинутая еще во времена Ивана Грозно-
го идея: Москва — Третий Рим.
Рим. Капитолийский Холм
«Рим» означает христианскую Империю как оплот истинной веры.
После падения Рима Константинополь именовали Новым Римом, а после
его падения в 1453 году центр вселенского Православия перемещается
в Россию.
По географическому положению Санкт-Петербург очень похож на
Константинополь. Длина Невы — 70 км, а Босфора — 30. Ширина — не
намного меньше. Причем Нева больше похожа на пролив, чем на реку.
Русам было легко ориентироваться в Босфоре, Мраморном море и Дарда-
неллах, поскольку они напоминали им Ильмень-озеро, реку Волхов и Ла-
дожское озеро.
Финский залив.
Река Нева.
Ладога.
Мраморное море.
Константинополь.
Босфор.
Черное море.
При Николае II, в 1913 году, в Кронштадте был построен Морской Со-
бор по образу Святой Софии Константинопольской, даже выше его на
14 метров.
Кронштадт.
Константинополь.
И морские корабли при подходе к Петербургу видели его издалека,
что подчеркивало преемственность от Второго Рима. Но Россия — не
только Новый Рим, но и Новый Иерусалим.
Новый Иерусалим
Патриарх Никон рядом с Москвой выстроил Ново-Иерусалимский
монастырь, повторив в русской местности все, что связано с жизнью
Христа, показав, где сейчас истинная Святая Земля.
Петр I часто называет город Парадиз, то есть Рай. В основание Петро-
павловской крепости — священного центра города — вкладываются
мощи Апостола Андрея Первозванного как просветителя Древней Руси.
Русский флот ходит под Андреевским флагом, а главный орден в отечес-
тве — орден Андрея Первозванного.
О святости на Руси Новгородской земли говорит известная «Повесть
о белом клобуке». По ней Константин Великий вручил римскому папе
Сильвестру белый клобук как символ высшей духовной власти. После
разрушения Рима варварами клобук был передан в Константинополь, а
в XIV веке Константинопольский Патриарх Филофей, предвидя падение
Империи под турками, передает клобук Новгородскому Архиепископу
Василию Калике. Само название города Санкт-Петербург — город Свя-
того Петра — ассоциируется с раем, ведь атрибут Апостола Петра —
ключи от рая.
Санкт — Петер — бург —
Святого — Петра — град
На первом гербе Петра, на фоне колонны, увенчанной царской коро-
ной, перекрещены ключ и меч — атрибуты Апостолов Петра и Павла.
Первый герб Петра I
В нем легко прочитать и земной смысл государственной политики
Петра — служение Церкви только тогда угодно Богу, когда оно приносит
пользу государству; меч означает служение, а ключ от рая — для достой-
но служивших Богу и Государству.
Санкт — Петер — бург
Святого–— Камня — град
«петрос» (греч.) — камень.
Полный перевод Санкт-Петербурга на русский звучит: город Святого
Камня. Святого Камня град.
А Святой Камень в Голубиной книге — это Алатырь-камень на остро-
ве Буяне, который ассоциировался с главным славянским святилищем
Арконой на острове Рюгене на Балтике, которое посещали и русы. По
одной из версий, Рюрик и братья были призваны именно с южной Балти-
ки, где жили славянские племена.
Остров Буян
Хотя Русь приняла флаг державы Православия от Византии, но все-
таки символ остается: Россия — Третий Рим. Петр приглашает итальянс-
ких архитекторов, и Санкт-Петербург теперь и внешним видом соперни-
чает с Римом, правда, уже после смерти вдохновителя.
Священную Римскую Империю пытались несколько раз восстановить
европейские правители. При этом становилась видимой тайная деятель-
ность Ватикана.
Собор Св. Петра 1506–1626
Купол Собора Святого Петра в Риме, высота которого 133 метра, стал
образцом для главных соборов других стран.
Лондон, Собор Св. Павла 1675–1708
В Лондоне строится англиканский Кафедральный Собор святого Пав-
ла, второй в христианском мире после Собора Петра, который был взят за
образец.
Париж, Собор Дома ветеранов-инвалидов 1676–1706
В Париже в 1706 году в Доме военных ветеранов-инвалидов строится
Собор высотой 107 метров как будущий символ военной мощи Франции.
Храм станет усыпальницей Наполеона, и здесь за образ купола взят ку-
пол Собора Святого Петра.
Казанский Собор 1799–1811
В 1799 году Император Павел повелевает возвести Собор, подобный
храму Святого Петра в Риме. Архитектор Воронихин создает Казанский
Собор с куполом и колоннадой, подобными собору в Риме.
Исаакиевский собор 1818–1858
Еще более величественен Исаакиевский собор, созданный Монферра-
ном в 1858 году. Высота его — 102 метра. Это четвертый по размеру со-
бор в христианском мире.
По великолепию и красоте Петербург превзошел Первый Рим, унасле-
довав от него символическое значение духовного и светского центра
христианского мира.
Вашингтон. Капитолий 1783–1863
В 1863 году в Вашингтоне завершается строительство Капитолия вы-
сотой 87 метров, который название взял от Капитолийского холма в Риме,
а купол — от собора Святого Петра. Но теперь смыслы изменились, здесь
уже — не служение Богу или государству, здесь над куполом установлена
статуя Свободы — символ свободного предпринимательства; в переводе
на прежние понятия — это культ Золотого тельца. Богом становятся день-
ги. Теперь для всего в мире — для политики, для здоровья, для образова-
ния, для религии имеется один эквивалент — деньги.
«Апофеоз Джорджа Вашингтона»
Теперь, когда этот культ распространился по всему миру, образ Пет-
ра Великого воспринимается уже не как образ диктатора, подчинивше-
го Церковь государству, но великого созидателя, который ввел Россию
равноправной в европейский мир, при этом сохранив православные ос-
новы.
Медный всадник-змееборец — символ Петербурга — достойный пре-
емник московского Георгия-Победоносца. Санкт-Петербург и сейчас
культурный центр России, город Святого Камня. Алатырь-камень, на ко-
тором происходит служение великой России.
Как вздыбятся моря
И содрогнется суша!
И вихри друг на друга
Набросятся, круша и ужасая,
Ломая и раскидывая злобно
Все то, что безмятежно процветало
В разумном единенье естества.
<…>
О, стоит лишь нарушить сей порядок,
Основу и опору бытия –
Смятение, как страшная болезнь,
Охватит все, и все пойдет в разброд,
Утратив смысл и веру.
Забыв почтенье, мы ослабим струны –
И сразу дисгармония возникнет.
Давно бы тяжко дышашие волны
Пожрали сушу…
В. Шекспир. “Троил и Крессида”
Нет зрелища пленительней! И в ком
Не дрогнет дух бесчувственно-упрямый
При виде величавой панорамы,
Где утро, будто в ризы, все кругом
Одело в красоту. И каждый дом,
Суда в порту, театры, башни, храмы,
Река в сверканье этой мирной рамы –
Все утопает в блеске голубом.
В. Водсворд. “На Вестминстерском мосту
3 сентября 1802 г”.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия…
А. С. Пушкин. “Медный всадник”, 1833
В фильме звучала музыка: М.И. Глинки, М.А. Балакирева. Отрывки
из произведений: А.С. Пушкина, В. Шекспира и В. Водсворда
Использованы кадры из фильма Николая Пикалова «Mysteria-Пе-
тербург» и «Санкт-Петербург и пригороды». «Амфора» 2005.
Санкт-Петербург — Царское Село
2011