На главную

Фильм 12. Богословие Света


Памяти иконописца Сергея Ивановича Голубева


Икона «Спас Благое молчание» была последней иконой Сергея Ивано-
вича Голубева. Сергей Иванович так толковал иконографию этого образа:
«Юный облик Спасителя свидетельствует о превечности Божественной
Ипостаси Сына Божия, который, по словам пророка Исайи, является Ан-
гелом Великого Совета, посланный Отцом исполнить Промысл Божий
о спасении мира. Его «Молчание» — это не бесстрастный покой, оно —
«благое», то есть несущее миру божественную Благодать и Спасение.
Вечер памяти Сергея Ивановича Голубева в Русском музее
Русский иконописец Сергей Иванович Голубев — реставратор выс-
шей квалификации, замечательный иконописец, он посвятил свою жизнь
иконе, ее изучению и сохранению, а также возрождению традиций древ-
нерусской иконописи. Трудно переоценить вклад Сергея Ивановича в со-
вершенствование реставрации станковой темперной живописи и форми-
рование современной петербургской школы иконописи. Его иконы —
в храмах Санкт-Петербурга.
С 1972 года Сергей Иванович работал художником-реставратором
в Русском музее. В 1983–1999 годах — заведующим сектором реставра-
ции древнерусской живописи; был членом комиссии по аттестации рес-
тавраторов Министерства культуры России, членом Союза художников
России.
Сергей Иванович разработал новый метод раскрытия икон — «всухую»,
с помощью микроинструментов под микроскопом. Использование до этого
сильных растворителей приводило к повреждению красочного слоя.
Это был новый шаг к познанию древнерусской иконы, сопоставимый
с первыми раскрытиями русской иконы реставраторамив начале XX ве-
ка, который вывел реставрационную мастерскую древнерусской живопи-
си в лидирующее положение в стране.
Именно по этой методике Сергей Иванович отреставрировал ряд уни-
кальных икон XII–XIV веков и за эту работу был награжден серебряной
медалью Академии художеств СССР.
Многие отреставрированные им иконы включены в постоянную экс-
позицию Русского музея, демонстрировались на выставках. Среди его
работ — икона «Борис и Глеб» (XIV в.), представленная в 1987 году на
выставке «Реставрация одного памятника». Также иконы — «Крещение»
(XV в.), «Воскрешение Лазаря» (XIV в.), «Богоматерь Владимирская»
(XIV в.), «Богоматерь на престоле с предстоящими» (XIII в.) и множество
других.
При подготовке выставки Н. К. Рериха в Русском музее Сергей Ива-
нович принял участие в реставрации фрагмента живописных панно «Бо-
гатырский фриз», созданных Рерихом в 1910 году.
Результатом многолетнего изучения древнерусской и византийской
иконы стали многочисленные научные статьи. В 1998 году Сергею Ива-
новичу было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Рос-
сийской Федерации».
Глубокое изучение иконы привело мастера к необходимости участия
в церковном богослужении, особенно для осознания икон праздничного
ряда.
Для осознания методов изображения на иконе древнерусскими масте-
рами тонких духовных проявлений требуется чистота души исследовате-
ля — и Сергей Иванович воцерковляется. Начинается живое богословие.
В 1988 году в стране начинается период свободы вероисповедания, и
Сергей Иванович становится одним из организаторов вечернего иконо-
писного класса в Ленинградской духовной Академии, где он преподавал
реставрацию иконографии и технику иконописи. А в 1997 году при Санкт-
Петербургской духовной Академии была открыта Иконописная школа,
где он трудился в течение 10 лет и воспитал несколько поколений иконо-
писцев.
Русская Православная Церковь наградила Сергея Ивановича орденом
Сергия Радонежского и орденом Андрея Рублева.
Благодаря новому методу расчистки икон, Сергей Иванович проник
в тайны древнерусских иконописцев, умевших через последовательное
нанесение живописных слоев изображать Божественное сияние иного
мира.
Преподавание Сергеем Ивановичем иконописи — это истинно «бого-
словие в красках», причем свои личные толкования живописных и компо-
зиционных особенностей иконы он подтверждал Евангельскими текста-
ми, которые знал наизусть.
В основу преподавания иконописи Сергей Иванович положил учение
о Свете — Божественных энергиях, через созерцание которых человек
познает Бога. Но как передать ученикам знание о нетварном Свете и Бо-
жественных энергиях, если даже не все богословы поднимались до таких
высот духа, чтобы принимать это учение. Иногда даже в Православной
Церкви возникали споры о возможности непосредственного общения
с Богом через восприятие Божественных энергий, как это было во време-
на Григория Паламы в XIV веке.
То есть надо сначала объяснить ученикам, что Божественные энергии
есть, а после этого еще научить их передавать техническими приемами
иконописи на примерах старых мастеров. Как в русской сказке: «Пойди
туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».
Но на Руси народ зачастую познавал тайны духа из народных преда-
ний, а не из сухой схоластики богословов. Если ученик верит учителю, то
он пойдет и принесет то, что порой сразу осознать трудно…
И ученики пошли в неведомое, чтобы открыть невиданное…
Говоря евангельскими словами, нужна закваска. Сергей Иванович и
был, и есть та закваска, которая заквашивает все тесто.
Последние полгода земной жизни Сергей Иванович проводил занятия
в созданной его учениками Царскосельской иконописной мастерской
в Федоровском городке. Именно здесь сто лет назад окончательно сфор-
мировалось Общество возрождения художественной Руси. Созданию об-
щества предшествовали с одной стороны — расчистки древнерусских
икон, явившие всему миру Андрея Рублева и Дионисия, а с другой —
творчество современных художников, продолжателей традиций русского
стиля.
«—…воскрешает и воскрешает, а как, чем воскрешает? Нигде ведь
этого нет. Это сокрытая тайна. А здесь мы видим очень необычное ре-
шение: Христос изображен так, что в нем какая-то удивительная иноп-
риродная энергия. И вся композиция построена… помните я еще говорил
вам: рука, а от руки такая диагональ, то есть иконописец делает ак-
цент на том обстоятельстве, что Лазарь воскрешен Божественной
энергией Христа. Понимаете, на первый взгляд вроде бы что в этом осо-
бенного, но если мы вспомним, что вот в этих, например, ничего нет
такого, а если мы вспомним, что эта икона была где-то во второй поло-
вине 14-го века, то почему такое решение возникло? Ну, вспоминайте,
мы же говорили…
— В это время как раз исихасты, и это движение…
— Да, правильно, такое решение возникло под влиянием тех богослов-
ских учений и тенденций, которые имели очень активное хождение в то
время; очень активно обсуждались во всем православном мире. Тут упор
делается на проявление Божественных энергий, то есть подчеркивает-
ся постулат — паламистский основной, что Бог познаваем в энергиях.
Но это все вроде хорошо, но вот такой вопрос: а не придумываем ли мы
все это с вами? Ну, взял синюю, синеньким раскрасил для красоты и все.
Вот здесь нам должно помочь Евангелие. Почему он взял и одежды Хрис-
та совсем переиначил, изобразил вот таким странным образом? Имел ли
право на это иконописец? Это же совершенно очевидное отклонение.
Мы видим канон: нигде этого нет. Помните, я вам говорил, что один
маленький нюанс — он меняет смысловую структуру изображения. Есть
одно место, где речь идет о чуде исцеления, связанном с одеждами.
— Когда он исцелил кровоточивую женщину.
— Точно. Помните? Святая Вероника долго болела и когда увидела
Спасителя, то решила, что когда она дотронется до Его одежд, то ис-
целится. И дотронулась. И тут Спаситель почувствовал, как из него
вышла сила. Помните, вот оказывается как все просто, это не какая-то
придумка или изобретение ради развлечения, а это основано на тексте
Евангелия, то есть только цитата немножко из другого места, но смысл
этот. Это для нас, это мы с вами такие закоснелые, а для средневеково-
го человека тут сразу подсказка: одеяние Христа — и сразу должно было
всплывать это чудо исцеления. Иконопись — это очень строго и тонко
разработанный язык, в котором каждый нюанс обладает глубокой на-
сыщенностью смысловой и символической».
Икона Уверение Фомы
«— Вот теперь на секунду забудьте и представьте себе Празднич-
ный ряд. Она стоит в праздничном ряду. Какая икона будет стоять
здесь, а какая здесь?
— Вознесение.
— Здесь — Вознесение, а здесь — Сошествие во ад. Представьте,
что Сошествие во ад — здесь.
— Движение вниз.
— Ну, не совсем вниз. А там Ева и Адам, помните, в красном, а Он их
изводит из ада. И вот Фома как бы служит продолжением этой идеи.
Он из неверия его, как из ада к Себе привлекает. А вот здесь Он возно-
сится на небо и нас всех как бы к Себе привлекает… на небо...»
«— Мы начинали гадать, и возникало иногда что-то удивительное,
меня это тогда поражало просто… и вдруг мы решали очень трудную
задачу… и вдруг мы открывали какие-то вещи совершенно поразитель-
ные, да? Помните? Это было творчество!»

Учение о Божественных энергиях было сформулировано св. Григори-
ем Паламой. Память его празднуется во второе воскресенье Великого
Поста. Именно в этот день отошел в мир иной Сергей Иванович, чтобы
слиться с вечным Божественным Светом, созерцания которого он сподо-
бился, будучи еще в мире этом.


Иконы письма Сергея Ивановича Голубева (1947–2008)
Звучала музыка И. С. Баха и В. С. Калинникова
Проект подготовлен Царскосельской иконописной мастерской


Санкт-Петербург — Царское Село
2009

E-mail: kitezhrus@gmail.com


Бесплатный хостинг uCoz