На главную
Фильм 10. Круг Солнечный
Федоровский городок Царского Села, построенный по инициативе
Николая II…
Трапезная палата, созданная для деятельности Общества возрожде-
ния художественной Руси…
Лестница Круга Солнечного…
Что это за Круг Солнечный? Почему к нему постоянно обращаются?
Он — на потолке Царского дворца в Коломенском; он — в Золотой пала-
те Московского Кремля; он же — на керамическом сосуде из Среднего
Поднепровья, датируемого II — IV веками: так называемые «благосло-
венные Трояновы века». Это и Круг народных праздников, в который ор-
ганично вошли праздники Православные.
Допотопные времена на Руси
В древние времена, когда на Руси главными были личные физические
качества вождя, в покровители рода избирались тотемные животные:
конь, медведь, барс, соболь и другие. Их почитали как Первопредков.
Период тотемных покровителей рода сменяется общими небесными
покровителями во время формирования единой Русской державы — как
это было и в других странах. Теперь предком-покровителем народа счи-
тается не земное животное, а Небо, светила и само Солнце.
Но приходит время поиска истины, утраченной народом в ветхозавет-
ные времена, когда люди были изгнаны из рая и постепенно забыли Бога.
Поиск истины привел Русь к Христу — Сыну Божию, принесшему с неба
весть, что Отец Небесный — сам Бог, и своим подвигом вновь воссоеди-
нивший человека с Богом. «Отче наш, Иже еси на небесех…» Все люди
усыновлены Богу. И человек ведет свое начало не от медведя или обезья-
ны, и не от солнца, а от Самого Бога.
В Русском Эпосе эти три исторических периода отражены: первый —
временем Святогора, второй — Ильи, третий — Владимира.
Владимир
Илья
Святогор
Период Святогора, имевшего неимоверную силу от Земли, сменяется
периодом Солнечного Илии. Общий индоевропейский корень — «или»;
в Греции — это Илиос, или Гелиос — Солнце, а на Руси — Илия.
— или — Илиос — Гелиос, — Солнце — Илия
Ильмень-море — это священное озеро Русского эпоса, таинственным
образом связанное с небом.
Наконец, третий период. Поклонение солнцу и небесным явлениям
сменяется поклонением Христу. Он именуется в Евангелии — «Солнце
Правды». Первого христианского князя народный эпос именует «Вла-
димир — Красно Солнышко». В Русском эпосе Илья не сразу начинает
служить Владимиру, поначалу даже сшибает из лука маковки церквей
в Киеве.
Все три периода переплелись в народном календаре, хотя в основе —
Круг Солнечный.
Директор «Российского фольклорно-этнографического центра»
профессор А. М. Мехнецов:
«…это очень важно, потому что и сегодня в экспедициях встреча-
емся с элементами архаических пластов культуры, которые уходят,
врастают корнями в более ранний период. Мы сегодня можем такую
стратиграфию предложить: великорусская культура, я имею в виду
фольклорные материалы и фольклорно-этнографические материалы
в комплексе; древнерусская культура и архаические формы, или формы,
связанные с культурой восточно-славянских племен на той стадии эт-
ногенеза и истории культуры, где как бы собираются, концентрируют-
ся, вырабатываются нормативы; но а что было до этого? До этого мы
уходим во тьму недокументированного, недифференцированного, не-
слышимого. Для музыканта еще важно услышать. Так вот, сегодня мы
можем сказать, что некоторые вещи мы можем услышать. Мы можем
услышать, скажем, наигрыш комаринского или формы обращения к ри-
туальным силам природы с ее магической силой в примерах, которые
мы записываем сегодня.
Пожалуй, за последнее тысячелетие единственный институт, кото-
рый удерживает имя «Слава России» — это Русская Православная Цер-
ковь или, скажем так: Русское Православие во всех его разновидностях,
потому что это и есть по существу народ во всем его многообразии».
XVI век… Время расцвета Русской национальной культуры при мит-
рополите Московском Макарии. Росписи Золотой палаты Московского
Кремля, созданные при воцарении Ивана Грозного, отобразили мировос-
приятие русского человека. София — Премудрость Божия в виде Ангела
Великого Совета, рядом — Соломон — символ ветхозаветной Премудрос-
ти, и Иоанн Дамаскин, символизирующий Премудрость новозаветную.
Православное учение о четырех стихиях
и четырех временах года по Иоанну Дамаскину
Святой Иоанн Дамаскин составил «Точное изложение Православной
Веры»1.
В главе XII-ой «О человеке» читаем: «Всякое тело составлено из че-
тырех стихий. Должно же знать, что есть четыре стихии: земля, которая
суха и холодна; вода, которая холодна и влажна, воздух, который влажен
и горяч; огонь, который горяч и сух».
Переходя к рассуждению о природе духовного невидимого мира, Ио-
анн Дамаскин говорит: «В отношении к Богу говорят о бестелесности по
природе; в отношении же к Ангелам, демонам и душам — по благодати,
сообразно с грубостью материи». То есть по православному учению тело
и душа имеют одну природу, только душа несоизмеримо тоньше грубой
материи. Единство природы обуславливает взаимовлияние духовного и
телесного.
Далее читаем о том, что человек имеет общее с неодушевленными
предметами со стороны своего тела, так как он сотворен из четырех сти-
хий. Имеет общее с растениями и животными, а также с миром ангель-
ским через единство духовной природы.
Наиболее ярко влияние природы на человека проявляется в Годовом
Солнечном Круге. В связи с изменением наклона оси вращения Земли по
отношению к плоскости вращения Земли вокруг Солнца в течение года,
солнечные лучи под разными углами падают на Землю; отсюда происхо-
дит смена времен года.
Иоанн Дамаскин об этом говорит так: «При посредстве Солнца проис-
ходят четыре изменения и первое — весеннее, равноденственное, оно
делает и день, и ночь двенадцатичасовыми, тогда Солнце всходит в цент-
ре Востока. Это изменение теплое и влажное. Летнее изменение теплое и
1 Св. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение Православной Веры». VIII век. Пе-
ревод с греч. СПб. 1894
сухое. 25 сентября восход Солнца снова возвращается к центру восто-
ка — это осеннее изменение, холодное и сухое. Когда же Солнце опуска-
ется к более низменному положению — это зимнее положение, оно хо-
лодно и влажно. Это влияет на человека, состоящего из четырех влаг,
соответственно четырем стихиям: весной умножается кровь, летом —
желтая желчь, осенью — черная желчь, зимой — слизь.
Поскольку душа тесно связана с телом, то христианские праздники
распределены по годовому кругу; каждый год христианин вновь прожи-
вает сотворение мира и приход в мир Христа — то есть Рождество Бого-
родицы и Рождество Христово; затем — историю спасения человечества:
Проповедь Христа, Его Спасительную Жертву, затем пик духовной жиз-
ни: Воскресение, Вознесение и Сошествие Святого Духа на Землю, а за-
тем — распространение Учения Христа по всему миру. Каждый год —
это новая ступенька в духовной жизни.
Как участие в двунадесятых праздниках необходимо для духовного
становления, так участие в народных праздниках Круга Солнечного не-
обходимо для телесного здоровья.
Чтобы уяснить мироустройство и характер влияния внешнего мира на
человека, народ создавал мифопоэтические образы, которые, будучи по-
хожими в разных народах по содержанию, отличались по внешнему вы-
ражению, так как каждому народу дан свой язык, и он на своем языке
создает эти образы.
Известный собиратель русских сказок Александр Афанасьев издает
книгу «Поэтические воззрения славян на природу»; в 1880 году знаток
русской старины Михаил Забылин издает сборник «Русский народ»,
а в 1901 году Аполлон Коринфский выпускает книгу «Народная Русь».
В конце XIX — начале XX века к народной теме обратились художни-
ки В. Васнецов, Н. Рерих, И. Билибин и другие. Было создано Общество
возрождения художественной Руси.
Билибин создает календарь, в котором аллегорические изображения
месяцев одеты в русскую одежду. В Федоровском городке Царского Села
в росписях Трапезной палаты было отражено восприятие русским чело-
веком мироздания, места в нем церкви, государства и народа, и, в част-
ности, изображен Круг Солнечный: «Месяц февруарий: естеством сух,
холоден, имеет дней 28, в високос 29».
Зима
Зима. Месяцы: декабрь — студень, январь — сечень (сечет год), фев-
раль — снежень.
Декабрь — Студень,
Январь — Сечень
Февраль — Снежень
Стихия — вода; на Руси — и замерзшая вода.
Рождество Христово
Рождество Христово. Первый двунадесятый праздник. Тело Христа,
как и у человека, — от Земли; поэтому на иконе праздника изображается
не только Богородица, но и «сама Земля, разверзшая свою утробу»; а Бо-
городица — отвернувшись, как бы не главная в этом чуде.
25 декабря — Рождение Солнца. Зимний Крес. Всего в году 4 Креса:
зимнее и летнее солнцестояние и весеннее и осеннее равноденствие.
Этимология слов «Крес», «Крест», «крестьянин» в русском языке, как
и вообще в индоевропейских языках, схожа, поэтому именование Сына
Божия «Христос» — так же близко русскому крестьянину, как имена:
«Спас» или «Спаситель».
Крес — Кресало — Крестьянин — Крест — Христос
Самый строгий день рождественского поста — Сочельник: собира-
лись только вечером за столом к трапезе. Зажженная на столе свеча озна-
чала уже зажегшуюся на небе Звезду, возвестившую рождение Христа.
После церковной службы ночью под утро жгли костры.
В Рождество славили Христа — ходили с Рождественской звездой,
возвестившей рождение Спасителя. Изначально она означала сияющее
лучами Солнце. Пели Рождественские стихиры и колядки, детей одаряли
гостинцами.
Пришла Каляда в вечера, вечера
Принесла куттю в решетя, решетя.
Сама села на сталбе на сталбе
Поставила куттю на куте, на куте.
А я, Каляда стол падалу, стол падалу
Поедите, калядки с Богом домой,
С Богом домой.
Святки
На святках в течение 10 дней катались на лошадях. Конь — символ
небесной колесницы, на которой катится по небу Солнце. Иногда впряга-
ли ладью, так как для русов ладья всегда была и небесной ладьей, на ко-
торой плывет по небу Солнце.
Катались с гор, так как Зимнее Солнцестояние — это тоже преодоле-
ние некой горы Солнцем на небе.
Священное зимнее дерево — Ель — символ вечного круговращения
мира вокруг оси: вершина Ели означает Полярную Звезду, вокруг которой
вращается мир. Символ вращения — Коловрат, поэтому Рождественский
цикл праздников называли «Коляда».
Коловрат — Коляда — Календарь
Внесенная в церковь вечнозеленая ель означает вечность жизни
души.
Конец Рождественского поста; разговлялись.
Заколание Рождественского кабанчика — память о тотемных обря-
дах.
Победа света над тьмой, а затем — наоборот — в течение года приво-
дит к смене сезонов; на границе света и тьмы чувствительность человека
повышается, как на границе сна и бодрствования: человек начинает чувс-
твовать иной мир. Для представления иного мира происходили шествия
ряженых, изображающие тотемных покровителей: Коня, Медведя, Жу-
равля; Конь, Коза, Петух — солнечные символы. Рядились в покровителя
леса — Лешего; в покровителя воды — Водяного и Русалок. Русалки осо-
бо почитались русами, как речным племенем, поэтому сами шествия,
особенно в Летний Крес, часто назывались «Русалии». Рядились в деда и
бабу — умерших предков, которых именовали Деды; рядились в Ангелов
и Святых.
Поминали усопших предков.
На святках гадали, соблюдая определенные правила, чтобы проникно-
вение в иной мир не окончилось печально. Пытались получить знания
о будущем.
Крещение Господне
Крещение Господне — 2-й двунадесятый праздник. Если на Рождест-
во освящалась Земля, то на Крещение, как поется в церковных стихирах:
«освятилось водное естество». Водная стихия особо почиталась на Руси.
На праздник весь народ принимал участие в Крестном ходе на ближай-
шие водоемы для Водосвятия. В Крещение старались погрузиться в вод-
ную стихию.
Сретение
Сретение — 3-й двунадесятый праздник. Встреча ветхозаветным стар-
цем Новозаветного Младенца — Христа. В народном толковании —
встреча зимы с весной.
Весна
Весна. Месяцы: март — водогон, апрель — цветень, май — травень.
Март — Водогон
Апрель — Цветень
Май — Травень
Стихия — воздух.
Масленица
Праздник второго Креса — весеннего равноденствия. Благочестивый
русский народ перенес празднование Масленицы с 22 марта на канун Ве-
ликого Поста.
Катание с горок и катание на конях, борьба и соперничество, отража-
ющие неистовую борьбу в природе Весны с Зимой, победа света над
тьмой, увеличение светлого периода суток и активности человека.
Ритуальное обжорство — как символ плодородия и изобилия в гряду-
щем году.
Снова хождение ряженых.
Завершалась Масленица сжиганием чучела Зимы — «Морены» —
символ победы Весны над Зимой. В кострах сжигали накопившуюся за
зиму рухлядь для очищения и обновления жизни.
Здравствуй, Масленка,
Здравствуй, Сусленка!
Мы к тебе пришли
Пирогов принесли.
Гари, Масленка,
Гари, Сусленка,
Мы к тебе пришли,
Мы огонь принесли.
Великий Пост
После Прощеного Воскресенья вступали в Великий Пост для очище-
ния и обновления духовного.
Весна — стихия воздуха. 22 марта в день весеннего равноденствия на
праздник сорока мучеников пекли из теста жаворонков; поднимались на
возвышенные места и закликали Весну.
На Иоанна Лествичника испекали лесенки — символ восхождения на
небо по ступенькам духовного совершенствования во время Поста.
Благовещение
Благовещение — 4-й двунадесятый праздник. Благая весть о пришес-
твии в мир Спасителя — 25 марта по старому стилю: до смещения юли-
анского стиля на 13 дней оно приходилось на равноденствие. В этот день,
как говорят в народе: «Птица гнездо не вьет, а девица косу не плетет». На
Благовещение выпускали птиц из клеток.
Вербное Воскресение
Вербное воскресение — 5-й двунадесятый праздник: за неделю до
Светлого Христова Воскресения, в воспоминание Входа Господня в Ие-
русалим. Ветки Вербы освящаются в церкви и разносятся по домам. Рас-
пускающиеся почки, подобно птичкам, символизируют воздушную сти-
хию, особенно у вербы — первой из всех деревьев.
Светлое Христово Воскресение
Расчет времени празднования Масленицы, Вербного Воскресения,
Светлого Христова Воскресения, Вознесения и Троицы ведется не только
по Кругу Солнечному, но и по фазам Луны, так как притяжение Луны и ее
свет влияют на активность человека. Светлое Христово Воскресение
празднуется после весеннего равноденствия, когда день становится боль-
ше ночи, но не сразу, а только после полнолуния, когда человек более ак-
тивен, в воскресный день. Вознесение всегда попадает близко к новолу-
нию, поэтому чувство печали по возносящемуся от Земли Христу усили-
вается. Троица близка к полнолунию, усиливающему радость при
сошествии Духа Святого на Землю. Начало Петрова поста, как и Велико-
го — на период новолуния, усиливающего покаянное чувство о грехах.
В осеннее-зимний период активность организма падает, поэтому фазы
луны не учитываются при распределении праздников и постов.
Солнечно-лунный календарь в Русской Православной церкви счита-
ется идеальным для распределения праздников, поэтому над русскими
храмами часто воздвигался крест с полумесяцем — соединение солнеч-
ного и лунного символов.
Светлое Христово Воскресение — самый радостный праздник на
Руси, в отличие от Запада, где главный праздник — Рождество Христово,
то есть телесное Рождение Христа. А на Руси, с ее вечной устремленнос-
тью в неведомое — именно Воскресение.
Последнюю неделю поста строго постились все. С Великого Четверга
все ходили на церковные службы. Воспоминания Тайной Вечери, Преда-
тельства Иуды, Суда Первосвященников над Христом и Суда правящего
иудеями Пилата; надругание толпы, Распятие и Сошествие во ад.
В ночь на Воскресение гасили все огни; после полуночи зажигали на
престоле приходского храма новый огонь, а от него зажигал огонь уже
весь народ; обходили с огнем Крестным ходом вокруг храма, молились
в храме до утра, поздравляли друг друга с Воскресением Христа и несли
огонь домой; хранили его весь год.
На Христово Воскресение освящались куличи, имевшие форму круга;
и пасхи — в виде пирамиды. Вечные парные символы — круг и гора, пе-
реосмысленные в новозаветный период. Красное яйцо — символ вечного
рождения и воскресения.
Всю Светлую седмицу звонили в колокола, благовествовали о Вос-
кресении Христа. Колокольным звоном разгоняли нечистых духов.
Красная горка
Красная горка — через неделю после Светлого Христова Воскресения.
Гуляние до утра и встреча на горе первых лучей восходящего солнца.
Выбор невест.
Качели — проникновение в воздушную стихию.
Радоница
Радоница. Весеннее поминовение на кладбище усопших родных. Как
и в прежние времена — в году 4 поминовения: зимнее, весеннее, летнее и
осеннее.
Первый посев и выпас скота
Первый посев. На Светлой седмице никогда не сажали, всегда дожи-
дались новолуния и сажали на возрастающей Луне.
Первый выпас скота — на Георгия. Георгий и Никола делят год на
двое. Никола владеет зимним периодом; в народе — это Дед Мороз рус-
ских сказок. Георгий, по-русски — Юрий или Ярый — солнечный свя-
той, владеет летним периодом. В христианстве это мирная смена: два
праздника в году Николы — и два праздника в году Георгия; и они пере-
дают время друг другу. А в дохристианские времена — это борьба между
Индрой и Варуной, Перуном и Велесом, огнем и водой, светом и тьмой.
Вознесение
Вознесение Христа на небо — 6-й двунадесятый праздник. Начало
всхода посевов. Растительные орнаменты распускающихся почек и воз-
носящегося Даждь-Бога — любимые в народе; а качание на качелях, как
ускоряющее рост растений в период от Красной Горки до Троицы — лю-
бимое развлечение молодежи.
Лето
Месяцы: июнь — кресень, июль — грозник, август — жнивень.
Июнь — Кресень
Июль — Грозник
Август — Жнивень
Троица
Троица — 7-й двунадесятый праздник. Переход от Весны к Лету.
Дух Святой огненными языками сходит на апостолов. Стихия огня.
Ярко зеленеющая Береза с белоснежной корой — священное дере-
во летнего периода, ветви ее освящаются в церкви и разносятся по
домам.
На седмице перед Троицей завивают ветви берез, а в природе в это
время — начало завязывания плодовых соцветий. Девицы целуются че-
рез завязанные венки, чтобы завязать дружбу.
Хороводы имитируют движение Солнца по небосводу, то есть по-
солонь; в древней Руси и крестные хода были по-солонь, т. е. по Солнцу.
Бирезничек листыватый
Бирезничек листыватый
Лёли-лёли, листыватый,
Лёли-лёли, листыватый.
А хто-ж у нас неженатый,
А хто-ж у нас неженатый,
Лёли-лёли, неженатый,
Лёли-лёли, неженатый.
Частый белый кудрёватый,
Частый белый кудрёватый.
Лёли-лёли, кудреватый
Лёли-лёли, кудреватый.
Снова ряженые, снова Русалии. На этот раз русалки на первом месте.
Ритуальное обливание водой и грязью и купание.
Реконструкция обрядовой пляски. Уроки профессора А. М. Мех-
нецова:
…«— на территории Псково-печорского Обозерья и в других районах
Псковской области. Мы не можем рассматривать обрядовую хореогра-
фию вне музыкального контекста, то есть вне интонационного, вне
ритмо-акцентного начала. То есть те ритмо-этнические формы, кото-
рые обнаруживают свое типологическое качество и прослеживаются
на огромных территориях. Это элемент вот этой сложной, включенной
в обряд системы, которая складывается на основе законов хореографии,
орнаментики, то есть выразительный ряд здесь работает, здесь кос-
тюмы и, скажем, платок, с которым женщины пляшут. Здесь работа-
ет и музыкальный ряд; и необходимо вспомнить о гуслях, крыловидных
гуслях, которые неслучайно вошли в русский эпос и стали символом худо-
жественного дара русского народа. Это далеко не случайно. Русские гус-
ли, которые сохранились в своей архаической форме, начиная от пяти-
струнных — это минимум, который должен быть, но мы встречали и
четырех и трех-струнные гусли».
Иван Купала
На Ивана Купалу 25 июня, в день Летнего Солнцестояния, — священ-
ный обряд скатывания с горки в воду горящего колеса, символизирующе-
го преодоление Солнцем верхнего положения на Небе. Соединение сти-
хии огня и воды. В ночь на Ивана Купалу разжигали костры, прыгали
через огонь, погружаясь в огненную стихию.
Погребение Костромы. Победа уже воды над огнем.
Пик телесной активности, связанный с увеличением солнечного дня,
соответствует пику духовной активности, возраставшей с Рождества
Христова, затем — Крещения, Воскресения, Вознесения — вплоть до
схождения Духа Святого.
На пике солнечной силы — сбор целебных трав, вобравших эту силу.
Покос сена
20 июля — Ильин день. Огненное восхождение Ильи на небо, пере-
нявшего черты Громовержца, поэтому наряду с Георгием особо чтимого
в народе.
К этому дню закалывали быка, варили его в огромном котле и всей
деревней собирались на трапезу.
Жатва хлеба
Жатва хлеба.
«— Я на плечо кладу, а потом наклоняюся, а потом первый сноп когда
нажинаю, серп сюда на поясницу… и с серпом, наклонившись, походят,
чтобы поясница не болела. Кто на плечо … Это чтобы поясница не бо-
лела. Вот выйду в поле — там вот женщина лелекает, и все больше, ког-
да солнышко покатилося там за лес да и там только голоса. Вот так
наклонившись:
И пакатилася любимая, любима правильна солнышка,
Да все за этаи, за тёмнаи, за эти леса темныи.
Да ты скажикося, любимая, любима правильная солнушка,
Как тижело мне сиротушке на этой крутой роботушки.
Да приуставшия сиротушка и с этой крутой роботушки».
Первый Спас
Праздник Крещения Руси 1 августа, введенный Андреем Боголюбс-
ким в календарь как праздник Русской церкви. Крестные хода, освящаю-
щие обжитый крестьянами мир.
Преображение
Преображение — 8-й двунадесятый праздник. Вершина духовной
жизни. Запретный плод познания, именуемый в народе яблоком, теперь
можно вкушать. То, что было запрещено Адаму, как младенцу в духовной
жизни, разрешено тому, кто прошел годовой круг духовного совершен-
ствования участием в Двунадесятых праздниках.
Успение
Успение — 9-й двунадесятый праздник. Обоготворение всей приро-
ды; Богородица, давшая Христу земное тело, взята на небо с телом. Гру-
бая материя обоготворена.
Осень
Начало нового Церковного Года. Урожай собран. Начало Осени. Ме-
сяцы: сентябрь — златоцвет, октябрь — листопад, ноябрь — грудень.
Сентябрь — Златоцвет
Октябрь — Листопад
Ноябрь — Грудень
Стихия — земля. Народ, чтобы восполнить силы, потраченные за
лето, ходит по земле босиком и катается по ней, соединяясь со стихией
земли.
Праздник урожая
Рождество Богородицы
Рождество Богородицы — 10-й двунадесятый праздник.
Новый церковный год начинается с осознания начала творения мате-
риального мира, того мира, который даст тело Христу.
Воздвижение
Воздвижение — 11-й двунадесятый праздник.
Мировое Древо, соединяющее 3 мира: Навь — подземный мир — это
корни дерева; Явь — наш мир — это ствол; и — Правь — горний мир —
крона дерева.
Правь
Явь
Навь
Крест — это Древо Мировое, на котором распят Христос, чтобы освя-
тить все три мира. Как поется в церковных стихирах: «Крест Господень,
проросший в рай».
Мировое Древо
Старообрядческий крест сохранил трехчленность мирового Древа:
в нижней части пещера с черепом — преисподняя, в средней — город —
наш мир, в верхней — Солнце, Луна, Звезды, Саваоф, Ангел Великого
Совета и Ангелы — горний мир. В нижней части креста изображено само
Древо.
Древо Мировое — это и священный Дуб, это и Мировая гора. Поэто-
му на Кресте подписаны буквы «Г. Г.» — Гора Голгофа. Буквы «МЛРБ»
означают: «Место Лобное Рай Бысть». Христос не с искаженным от стра-
дания лицом, а с выражением скорбного умиления о судьбах мира: как
бы обнимающий весь мир, весь сотворенный Космос. Поклонение совер-
шается не человеческому страдавшему естеству Христа, но его вечно
благому Божественному Естеству. На кресте указано: «и святое воскресе-
ние Твое славим». Вместо инициалов «ИНЦИ», означающих «Иисус
Христос Царь Иудейский» подписано: «Исус Христос Сын Божий, Царь
Славы».
Русь поклоняется божественному естеству Христа. Поэтому и в мире
Природы русский человек искал духовные проявления и отображал их
поэтическим языком, а отсюда отсутствие противоречий народного и
церковного календаря.
Древо Мировое — это центр вселенной, место, в котором происходит
общение человека с Богом; это алтарь храма, красный угол избы, сердце
христианина.
В конце Лета и начале Осени стихия огня сменяется стихией земли.
Накануне Осеннего Равноденствия празднование одного из любимых
в народе образов Богородицы — «Купина Неопалимая».
На Осеннее Равноденствие в древние времена, как и на весеннее, га-
сили огонь и добывали от трения священного дерева новый огонь.
Покров Богородицы
Покров — начало зимнего периода.
Период свадеб.
А хто в нас хороший
А хто в нас пригожий.
Лёшеньки-люли,
Лёшеньки-маи.
Ванька в нас хороший,
Ванька в нас пригожий
Лёшеньки-люли,
Лёшеньки маи.
Он хорыша ходить
Манерна ступаить
Лёшеньки-люли,
Лёшеньки маи.
Манерна ступаить,
Сапог не лумаить
Лёшеньки-люли,
Лёшеньки маи.
Особо чтимый праздник — Параскевы-Пятницы, покровительницы
женского труда, прообразом которой в народном календаре явилась Не-
бесная Пряха.
Долгие зимние вечера, посиделки.
Помню, Ваня,
Друг любезный,
Как гуляли мы с табой:
У сенях ты обишшался –
Будит новыя изба.
Будут свиньи и теляты,
Пёс, пятух и два кызла
А-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ляй-ля,
А-ля-ля-ля, ляй-ля-ля.
Михайлов День
Праздник Архангела Михаила, созвучного с тотемным покровителем
Новгородского и Ярославского княжества, особо чтимый на Руси.
Введение Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы — 12-й двунадесятый праз-
дник. Преддверие Рождества Христова — Праздник иконы Знамение.
Христос уже во чреве Богородицы, готовый родиться.
Покровитель зимнего периода — Никола зимний. Крестьяне с Ни-
кольской свечой обходят всю деревню.
Спиридон-Солнцеворот. Его праздник по новому стилю приходится
на Зимний Крес 25 декабря. В народе говорят: «Солнце на лето — зима
на мороз».
Завершение Годового Круга
Круг Годовой завершен. Земля прошла еще одну спираль, обернув-
шись вокруг Солнца, летящего в пространстве со скоростью 20 км/с. Че-
ловек преодолел еще одну ступеньку духовного совершенствования на
пути восхождения к Богу.
В фильме использованы рисунки художников Русского стиля,
текст книги «Точное изложение Православной веры» Иоанна Дамас-
кина»; звучат «Усвятские песни» в исполнении Ольги Сергеевой, ком-
позиция Ю. Стрельникова «Град Китеж», кадры из документального
фильма «Призвание. К 70-летию А. М. Мехнецова». 2006 г.
Санкт-Петербург
2009