На главную

Фильм 7. Исконная Русь


К 93-й годовщине посещения Николаем II
Русского городка в Царском Селе


Пролог. Священные места мира


Гора Кайлаш в Гималаях.


Священный обряд обхождения горы очищает душу и возвышает к Богу.
Четыре главные реки Индии начинаются здесь: на север течет Инд, на юг —
Ганг, на запад — Сатледж, на восток — Брахмапутра. Для древнего челове-
ка исток реки начинался на небе: «небесные воды стекали на землю».


Гора Арарат — «Святая Земля»


Священная гора Междуречья — Арарат. Здесь берут свое начало че-
тыре библейских реки — Тигр, Евфрат, Фисон и Гихон, вытекающие из
Небесного Рая и растекающиеся на четыре стороны света.


Гора Белуха


Священная гора Алтая — Белуха — самая высокая в Азиатской Рос-
сии. Она одинаково удалена от четырех мировых океанов: Северного Ле-
довитого, Индийского, Атлантического и Тихого.


Гора Монблан — «Белая гора»
 

Священная гора Альп — Монблан — cамая высокая в Западной Евро-
пе. Здесь берут начало четыре главных западно-европейских реки: на се-
вер течет Рейн, на юг — По, на запад — Рона, на восток — Дунай. Подоб-
но центральной горе Азии — Белухе, Монблан, что в переводе на русский
означает «Белая Гора», занимает центральное положение в Западной Ев-
ропе.


Гора Валдай — «Вал Небесный»
 

Священная гора русов — Валдай. Иверский монастырь и поклонный
крест в Волговерховье в монастыре святой княгини Ольги — освящение
горы в христианское время. Здесь тоже истоки четырех главных рек Вос-
точной Европы: на север течет приток Волхова и Невы — Ловать, на юг —
Днепр, на запад — Западная Двина, на восток — Волга. Гора Валдай зани-
мает центральное положение в Восточной Европе. Здесь были главные
волоки русов. В древности этот район именовался Волоковский Лес.
Русы — речной народ — владели реками, служившими тогда дорога-
ми, и волоками между ними. Недаром основателя Киева — Кия — име-
новали «перевозчиком». Здесь проходил путь «из варяг в греки», и через
Киев перевозилось множество товаров. Гора Валдай не отличается боль-
шой высотой, но для древнего человека исток реки означал место, где
земля возвышается до неба, а небо спускается к земле, и «хляби небесные
низвергаются на землю»: по Библии, это — «вода, что над небом», стано-
вится «водой, что под небом».
У каждого народа в древности были свои священные горы, священ-
ные реки, священные рощи, священные родники, где происходило обще-
ние народа с Богом. Когда наступило время формирования империй, объе-
диняющих разные народы, стали возникать рукотворные святыни: свя-
щенный город, священная площадь, священный собор.


Имперская Русь
 

Римская Империя просуществовала 500 лет, пришедшая на смену ей
Византийская — 1000 лет. 1453 год — падение Византии; оплотом Пра-
вославия становится Русь. Великий князь Иван III в 1472 году берет в же-
ны племянницу последнего византийского императора Софью Палеолог,
что облегчает провозглашение Руси наследницей Византии и Рима.
На крайнем западе Европы в это же время — взлет Испании.


Священная Римская империя
 

Король Арагонский Фердинанд заключает брак с королевой Кастилии
Изабеллой и объединяет Испанию, вводит инквизицию для борьбы с му-
сульманами и евреями и в 1492 году изгоняет их из страны; в этом же
году Колумб открывает Америку. В 1519 году испанский король Карл I
становится императором священной Римской Империи, но не надолго.
Границы стран Западной Европы постоянно перекраиваются.
В Европе — эпоха Возрождения, пробуждение национальных куль-
тур. Народные образы живого восприятия природы снова занимают свое
место в искусстве. Образы того времени и сейчас сохранились в Европе.
В Венеции на площади Святого Марка громовержец Зевс держит в руке
стрелы-молнии, а рядом на колонне — воин-змееборец Феодор Страти-
лат, с копьем-молнией в руке, ставший в христианское время покровите-
лем города и республики. Рядом на колонне — лев — символ царской
власти, а после перенесения мощей евангелиста Марка — христианский
символ евангелиста, покровитель Венеции.
На Руси всадник-змееборец Феодор Стратилат — покровитель кня-
жеской власти, потеснивший в христианской время русского грозника
Перуна, поставленного князем Владимиром во главе Пантеона. Икона Бо-
городицы из монастыря Феодора Стратилата, что в Городце на Волге, на-
зывавшемся «Малый Китеж», — покровительница русской власти и име-
нуется «Феодоровской». Две знаковые фигуры имперского периода Рос-
сии: начало Империи — Иван Грозный, конец Империи — Николай II.
По свидетельствам летописи: 25 августа 1530 года по всей Руси гре-
мели грозы — «небесный грозник» возвещал народу о рождении первого
русского Царя.

 

1547 год


Через 17 лет произошло помазание Великого князя Ивана IV на Цар-
ство.
На востоке Европы — те же процессы, что и на Западе. На Руси
Иван III недавно расправился с ересью «жидовствующих», и на Руси —
эпоха Возрождения национальной культуры. Снова появляются русские
образы — китовраса, семарглов, алконоста, сирина. Митрополит Мос-
ковский Макарий составляет «Четьи-Минеи» — новую редакцию Житий
святых, в которую вводит множество русских святых; издает «Палею
Толковую», или, как ее именовали, — «книгу Бытия Небеси и Земли»,
где о творении мира говорится понятным русскому человеку языком.
В Кремле в Благовещенском соборе на дверях изображены древнегре-
ческие пророчицы Сивиллы, возвещавшие о пришествии Христа, а на
паперти Собора — 12 языческих мудрецов, со свитками в руках, содер-
жащих изречения, близкие к христианским истинам предсказавших при-
шествие Христа в разных народах. У Аристотеля на свитке: «Первое —
Бог, потом же — Слово; и Дух с Ними Един». У Платона: «Должно наде-
яться, что сам Бог низпошлет Небесного Учителя и Наставника людям».
План Москвы становится символическим подобием Небесного свято-
го града с 12-ю вратами из откровения Иоанна Богослова, а Соборная
площадь Кремля — святым Алтарем всей Руси — местом общения наро-
да с Богом, где Земля соединяется с Небом, символом чего является коло-
кольня Ивана Великого, освященная в честь Иоанна Лествичника — «лес-
тница, возводящая в рай». В Успенском соборе Кремля — главном Собо-
ре Руси — хранится Риза Богородицы, а в 1625 году в собор переносится
из Грузии Риза самого Христа, она изображается на престоле на иконе
«Откровение Иоанна Богослова». Центр православного мира перемеща-
ется в Москву.
Воплощение этой идеи довершилось в XVII веке при Царе Алексее
Михайловиче и Патриархе Никоне. Рядом с Москвой на реке Истре воз-
никает Русская Святая Земля, Русский Святой Град, именуемый Новый
Иерусалим. Образы Нового Завета воплощаются на Русской Земле. Истра
именуется Святой Рекой (Иордан), тут же Гора Преображения (Фавор),
Гора Распятия (Голгофа), Гроб Господень, Часовня Воскресения и Гора
Вознесения (Елеон). Рельеф местности как нельзя лучше соответствует
воплощению святыни.
В списках Голубиной книги, дошедших до наших дней, на древнерус-
ские образы наложились образы того времени.
Центр православного монашества — гора Афон — в XVII веке оказа-
лась в окружении турок. Патриарх Никон на главной горе русов — Вал-
дае строит Иверский монастырь; с главной святыни Афона — иконы Бо-
городицы «Иверской» — делается список и переносится с горы Афон на
гору Валдай.
Конец XIX века. Расцвет Русской Империи. Шестого мая 1868 года по
всей Руси гремят раскаты орудий. У Великого князя Александра Алек-
сандровича родился сын — будущий Наследник престола.
Помазание на Царство Николая II, последнего русского Императора.

 

1896 год.


Во время помазания судьба царя соединяется с судьбой народа.
Знал ли царь свою судьбу?


Пророчество японского отшельника Тарракуты
1891 г.

 

Опасность витает над твоей головой, но смерть отступит, ибо
трость будет сильнее меча и трость засияет блеском. Великие скорби и
потрясения ждут тебя и страну твою. Ты будешь бороться за всех, а
все будут против тебя. На краю бездны цветут красивые цветы, но яд
их тлетворен. Дети рвутся к цветам и падают в бездну, если не слуша-
ют отца. Нет блаженней жертвы твоей за весь народ твой. Вижу ог-
ненные языки над главой твоей и семьей твоей.

 

Пророчество монаха Авеля 1801–1901 гг.


Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. На
венец терновый сменит он корону царскую. Предан будет народом своим,
как некогда Сын Божий. Искупитель будет. Искупит собой народ свой.
Война будет. Великая война. По воздуху люди как птицы летать будут,
под водой как рыбы плавать. Серою зловонною друг друга истреблять
начнут. Накануне победы рухнет трон царский, измена же будет расти
и умножаться. И предан будет правнук твой, но и потомки твои убелят
одежду кровью Агнца. Мужик с топором возьмет в безумии власть, но
сам опосля восплачется. Кровь и слезы напоят сырую землю, кровавые
реки потекут, брат на брата восстанет. Сие есть попущение Божие.
Гнев Господень за отречение России от своего Богопомазанника.


Пророчество Преподобного Серафима Саровского
1833–1903 гг.

 

Послание Серафима Саровского предупреждало Николая о всех глав-
ных будущих событиях в России подробно до 1918 года и далее вплоть до
конца ХХ века.

***
Народ тоже предчувствовал конец эпохи. Во всех слоях общества про-
буждался интерес к родной русской культуре накануне ее падения. Госу-
дарь знал на примере Европы, что происходит с культурными ценностя-
ми страны после прихода к власти иноверцев. Но как сохранить родные
образы для потомков? Древние культуры, сохраненные для вечности, он
изучил, путешествуя по Азии в 1890–1891 гг. Умершие цивилизации смог-
ли сохранить для потомков знания о культуре.
Что сделал Государь, зная свою судьбу, как хранитель не только жизни
своего народа, но и священных символов всей нации, без которых нация
вырождается и исчезает?
Государь собирает знатоков русской старины и повелевает собрать ря-
дом с царским дворцом все, что раскрывает понятие «Исконная Русь».


Русский городок
 

Строится Собор в честь покровительницы русской власти — Феодо-
ровской иконы Богородицы, явленной в «Малом Китеже» — Городце на
Волге. Место для храма Николай II отмеряет своими шагами от дворца по
одному ему ведомым расчетам. Первый камень в основание закладывает
сам. На иконах Собора изображены все святые — покровители Великих
князей Рюриковичей и Романовых — и сами князья, если они стали свя-
тыми. Пещерный храм освящен в честь русского святого-простеца Сера-
фима Саровского, получившего откровенные знания в глубине русского
леса — как образ русского народа-богоносца, в простоте сердца воспри-
нимающего Бога.


Серафим Саровский — Символ святой Руси
 

За образец Собора взят Благовещенский собор Московского Кремля,
созданный и расписанный в период Русского Возрождения.
За основу гражданских зданий Русского Городка принята архитектура
Русского Возрождения XVI–XVII веков — Владимиро-Суздальская, Рос-
тово-Ярославская и Псковско-Новгородская, не претерпевшая влияния
Запада, как это было в Москве из-за приглашения итальянских мастеров.

 

Русский городок при Феодоровском Государевом соборе
 

В росписях Трапезной палаты Русского городка представлено миро-
восприятие русского народа. Художественным руководителем был Вик-
тор Васнецов, осуществил же росписи художник Георгий Пашков. Осо-
бенностью идейной разработки росписей является сочетание новозавет-
ных образов не с ветхозаветными библейскими образами, а с исконно
русскими, мифопоэтическими — то, что в искусствоведении именуется
«Русский Ветхий Завет». Об этом говорил еще святой Иларион Митро-
полит Киевский при Великом князе Владимире в «Слове о Законе и Бла-
годати»: Русь подошла к приятию Нового Завета, подготовленная разви-
тием своей собственной русской культуры. Этим и объясняется стой-
кость образов этой дохристианской культуры. За живописную основу
росписи были взяты палаты Теремного Дворца Московского Кремля и
палаты бояр Романовых, роспись которых сохранилась до наших дней. А
идейное содержание росписи — это совершенно новая, единственная
в своем роде разработка: соединение в одном месте исконных народных
и государственных образов. Даже росписи Золотой Палаты Московского
Кремля, известные по подробному описанию иконописца Симона Уша-
кова, разработанные Митрополитом Макарием к торжеству Помазания
первого русского Царя Ивана IV Грозного на Царство, включали эллинс-
кие образы, пришедшие на Русь из Европы эпохи Возрождения. В рос-
писях же Трапезной палаты использованы исключительно русские обра-
зы. В начале XX века России не было нужды обращаться к чужеземным
образам: по величию культуры и духовной мощи ей не было равных
в мире. Цари, воины и народ на росписях — в русских одеждах; убелен-
ные сединами старцы, мудрецы из народа — Русские Бояны. В росписях
изображения Льва и Единорога у Древа Мирового, Китовраса, Семарг-
лов, Жар-птицы, Алконоста и Сирина, Русского тотемного Медведя,
всадника-змееборца Егория, Солнца, Луны, Круга Солнечного, Времен
Года, Стихий, Лестницы Возраста Человеческого, Трапезы Благочести-
вого, Добрых Дел, ведущих в Рай и самого Рая — русского Ирия.
Имена деятелей Общества возрождения художественной Руси — это
гордость русской нации, большинство из них осталось на родине, с ними
считались и в Советской России.


Деятели Общества возрождения художественной Руси
 

Виктор Васнецов и Михаил Нестеров — любимые русские художни-
ки. Архитектор А. Щусев — автор мавзолея. Архитектор В. Максимов —
проектировал здание гидроузлов, гармонично вписанных в природу. Ба-
лалаечник Василий Андреев, учивший наследника Алексея игре на бала-
лайке — создал известный всему миру Великорусский оркестр народных
инструментов. Известное балетное училище — носит имя балерины
А. Вагановой. Поэты Н. Клюев и С. Есенин — последние певцы крес-
тьянской России. Художники И. Билибин и Г. Нарбут известны всем по
книжной графике, особенно по иллюстрациям к русским народным сказ-
кам. Билибин во время пребывания в Египте был приглашен для участия
во вскрытии гробницы Тутанхамона в 1923 году.
Особая миссия выпала Николаю Рериху. Государь назначил его дирек-
тором Общества поощрения художеств, чтобы в противовес «европейс-
кому» духу петербургской Академии художеств и «революционному»
направлению художников-передвижников развивать «национальный рус-
ский стиль». Он возглавлял художественное направление Общества воз-
рождения художественной Руси, когда отсутствовал В. Васнецов, жив-
ший в Москве. Рерих был продолжателем дела Николая II не только по
возрождению русского стиля, но и по изучению единства индоевропейс-
кой культуры. Он прошел по маршруту Алтай — Гималаи до Дарджилин-
га, который считался воротами для европейцев к Тибету. Рерих довершил
еще одно начинание Государя: благодаря настойчивости Николая II были
созваны две Гаагских Мирных конференции, но лишь на третьей,
в 1954 году, была принята конвенция о защите культурных ценностей
в случае вооруженного конфликта, утвержденная некоторыми странами
уже в 1935 году; тогда она так и именовалась — «Пакт Рериха». Разруше-
ние культурных ценностей ведет к вырождению нации.

 

Реставрация Исконной Руси


После революции судьба Русского Городка отразила судьбу русского
народа.


2010 год
 

Музейные сокровища пропали пока бесследно, даже описи экспона-
тов были уничтожены; фрески сначала замазали, а когда они после войны
начали проявляться, стали планомерно соскребать и разбивать своды па-
лат. Этот процесс ужасен тем, что длился он весь советский период и
продолжался до недавнего времени. Искусствоведы вообще отказыва-
лись признать Русский стиль, доказывая, что Русь заимствовала разные
культуры, а своего стиля не имела. Когда все же русский стиль был оче-
виден, его называли «неорусским» или даже «псевдорусским». Руководи-
тель проекта «Исконная Русь» художник Михаил Капралов называет его
«Исконно Русский стиль», чтобы выделить из стилей, претерпевших
иностранные влияния: русского классицизма, русского барокко.
Уже с начала 90-х годов в Можайске под Москвой в Лужецком Фера-
понтовом монастыре начинают проводиться Макариевские чтения, изу-
чается период русского Возрождения при Иване Грозном как аналог эпо-
хи Возрождения в это же время в Европе. Один из организаторов этих
чтений — руководитель церковно-исторической мастерской Санкт-Пе-
тербургской Академии художеств, заслуженный художник России, про-
фессор Александр Константинович Крылов — в 1994 году издает «Вос-
поминания Крестника Императрицы» Юрия Ломана, сына организатора
строительства Русского городка в Царском Селе, полковника штаба царс-
кого конвоя Дмитрия Николаевича Ломана. Благодаря этому изданию,
идея Николая II о возрождении русского стиля входит в научный оборот.

 

А. К. Крылов. Портрет Ю. Д. Ломана. 1979 г.


Под руководством Александра Константиновича Крылова в 2009 году
студенты Петербургской Академии художеств осуществили копирование
оставшихся фресок Трапезной палаты.
Радиожурналист Ольга Семенова в 2009 году на радио «Россия» под-
готовила несколько передач, посвященных Федоровскому городку:
— О Федоровском городке рассказывает профессор Российской Ака-
демии художеств Александр Константинович Крылов:
— Удивительным памятником Серебряного века является ныне полу-
разрушенный загадочный Федоровский городок в Царском Селе. Он вы-
строен в романтических формах древнерусской архитектуры накануне
самой революции. Этот городок, в котором можно видеть образ Ките-
жа, является также главным свидетелем самого значительного худо-
жественно-культурного направления Серебряного века. И вот Федоров-
ский городок, подобно легендарному граду Китежу перед лицом врагов со
всеми обитателями своими стал невидимым.
— Каким образом?
— А вы знаете, он существовал безусловно, но все, что с ним связано,
стало невидимым, оно исчезло, оно будто ушло в какие-то глубины, ну,
как вот град Китеж ушел под воды озера, вот так исчез Федоровский
городок. Хотя деятели, которые группировались вокруг него, и идеи
сами, можно сказать, продолжали довольно активно развиваться.
— А сейчас мы вспомним историю возникновения и деятельности
Общества возрождения художественной Руси.
— Это общество дало импульс культурному движению такой силы,
что его не смогли уничтожить ни страшный Молох Великого октября,
ни так называемая Культурная революция…
— В Иконописную мастерскую Федоровского городка мы сейчас на-
правимся, а руководит ею уже около 15 лет Галина Борисовна Майорова.
— …в начале он строился как военный храм полков, которые здесь
квартировались, которые занимались охраной Государя. А потом полу-
чилось так, что этот храм становится символом… Государь его назы-
вает символом Всея Руси, так вот, в архивах это такая живая перепис-
ка этих людей перед революцией, это просто был взрыв культурного
возрождения Руси… Надо вспомнить, что мы русские люди, надо вспом-
нить свои любимые песни, надо вспомнить свои любимые стихи, надо
находить радость в своих пейзажах наконец, в предметах быта наших
родных, об этом Государь как раз говорил, что надо по-новому на все это
смотреть. Он говорил про форму, что это должно быть русское по фор-
ме, тогда мы будем жить у себя на Родине.
— В одной из наших следующих передач мы расскажем более подроб-
но о Федоровском городке, а сейчас возвращаемся в мастерскую худож-
ника Михаила Капралова:
— «По красному полю разбегаются во все стороны произрастающие
из причудливых кувшинов желтые сплетающиеся травы, они окаймля-
ют желтые поля, на которых красно изображены знамения и изречения.
Цель таких знамений и изречений ясна из выписи, начертанной над вхо-
дом Царской лестницы. Смысл этой выписи таков, что как душа и тело
составляют живого человека, так образы и слова сливаются воедино и
перестают быть мертвыми и оживают. Для осуществления всякого
дела, для доведения его до конца требуется неустрашимость. Ее оли-
цетворяет орел, сидящий на пушке с пояснительной надписью: «Он не
75
страшится ни того ни другого». Но и храбрым быть мало, надо быть
еще верным. И вот пес, объятый пламенем и все же спокойно лежащий,
дает пример «Неустрашимой верности». Благое дело, начатое в добром
союзе и согласии и доведенное с неустрашимой верностью до конца, вен-
чает «Щит величия», изображаемый двуглавым орлом, крепко держа-
щим в одной из лап своих гром и молнию». — Вот такая смысловая по-
доплека этих росписей.
— Черный цвет что означает? — Черный не потому что Монарх.
Черный означает Громовержца, который из черной тучи…
— Перун?
— Из черной тучи грозовой карает.
— Кого карает?
— Кто заслужит.

Каждый народ пытается зафиксировать в вечности важнейшие эле-
менты культуры. Как увековечить день завершения росписи Трапезной
палаты и представления ее Государю?
На Царской лестнице Трапезной палаты золотыми буквами была пов-
торена надпись, сделанная Государем после ее посещения: «12 февраля
1917 года осматривал с удовольствием постройки при Феодоровском Го-
сударевом соборе. Приветствую добрый почин в деле возрождения худо-
жественной красоты русского обихода. Спасибо всем потрудившимся.
Бог на помощь вам и всем работникам в русском деле. Николай».
В 1972 году эта надпись, сохранившаяся под слоем побелки, выгляде-
ла вот таким образом… а в наше время ее соскребли и даже, на всякий
случай, отбили штукатурку, чтобы она не проявилась вновь.

 

2010 год


А ведь в этот день произошло увековечение исконных художествен-
ных образов русского народа, не менее важных, чем генотип нации!

 

Эпилог. Вечные символы


Человек, видя постоянные изменения лика Земли, искал вечных ори-
ентиров на Небе. В наши дни информацию о культуре народов помещают
в капсулу и посылают в космос.
В Болгарии расположение гробниц фракийских царей отражает вид
небесных созвездий.


Orion
 

В Бразилии на флаге страны изображено расположение созвездий на
небе в момент провозглашения республики.
Созвездия меняют свое положение на небе в связи с вращением Зем-
ли; ось вращения, проходящая через Полярную Звезду, у древних наро-
дов символически проходила через их Священную Гору, которая так и
именовалась: Гора Мировая. Древо Мировое — по сути то же, что и Ми-
ровая Гора, — тоже Ось Мира. На Руси Вещего Бояна изображали сидя-
щим у основания Древа Мирового. В «Слове о Полку Игореве» он имену-
ется «велесовым внуком». Велеса изображали в образе медведя, а главное
созвездие русского неба, Большую Медведицу, называли «Велесожары».
Подобно тому как горная вершина, исчезающая в небе, возвышает
мысленный взор человека к Богу, так и водная гладь, исчезающая на го-
ризонте, соединяется с небом и соединяет человека с Богом. А озеро —
это окно, через которое небесные образы появляются на земле. Русь
смотрит в озеро Светлояр, как в небесное окно, и видит звезды отражен-
ными в его спокойной воде. Небесная Чаша выглядит как бы переверну-
той, как будто мы смотрим из космоса.
Если границы России того времени (а это было время наивысшего
расцвета), спроецировать на небесный свод на 12 февраля 1917 года, уви-
дим такую картину: по отношению к северному полюсу Россия занимает
такое же положение, как созвездие Большой Медведицы по отношению
к Полярной Звезде. «тотемный покровитель Руси» дал имя созвездию.


Я люблю тебя, Россия,
Дорогая наша Русь,
Нерастраченная сила,
Неразгаданная грусть.
Ты размахом необъятна,
Нет ни в чём тебе конца,
Ты веками непонятна
Чужеземным мудрецам.


Много раз тебя пытали,
Быть России иль не быть,
Много раз в тебе пытались
Душу русскую убить.
Но нельзя тебя, я знаю,
Ни сломить, ни запугать,
Ты мне, Родина родная,
Вольной волей дорога.

 

Ты добром своим и лаской,
Ты душой своей сильна,
Нерассказанная сказка,
Синеокая страна.
Я в берёзовые ситцы
Нарядил бы белый свет,
Мне бы жизнь тобой гордиться,
Без тебя мне счастья нет.


«Я люблю тебя, Россия» Слова М. Ножкина,
(по мотивам Тютчева и Есенина),
музыка Д. Тухманова


В фильме звучит увертюра Н. А. Римского-Корсакова к опере «Ска-
зание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», оркестровая сюи-
та С. Щуракова «Марк Аврелий», 2004 г.; музыкальные композиции
Ю. Стрельникова «Град Китеж» и др.; А. Байкальца и А. Непоту, ис-
пользованы кадры из фильмов «Иван Грозный» 1945 г., «Николай II.
Круг Жизни» 1998 г., «Император, который знал свою судьбу» 2009 год,
«Князь Олег Вещий» 2002 г., «Симфония Жанну» 2004 г., «Божьи
дети» 2009 г., «Весна в городке мастеров» 2009 г.; фрагменты радио-
передачи о Федоровском городке по радио «Россия», журналист Ольга
Семенова, 2009 г.; материалы Царско сельской иконописной мастер-
ской.


Санкт-Петербург — Царское Село
2010

 

E-mail: kitezhrus@gmail.com


Бесплатный хостинг uCoz